В Краснодарском крае построят сеть терминалов, чтобы убрать заторы под Новороссийском
Зерно в порт Новороссийска со всей России поступает регулярно. Поэтому уже не один год во время хлебной страды на подступах к морскому порту города-героя в огромную цепочку выстраиваются грузовики. Так что пробка от поселка Горный до Владимировки - обычное дело. Длина ее растягивается километров на 20!
Водители вынуждены стоять по трое-четверо суток, а в перерывах потихоньку двигаться. Многие не спят по несколько дней: проспал очередь - твои проблемы.
- Я понимаю, что наши машины осточертели всему Новороссийску и вообще всем, кто едет мимо нашего каравана, но возить зерно - это моя работа. Кормить семью, кроме меня, просто некому, - говорит Алексей, водитель КамАЗа. - Вместо сочувствия мы получаем негатив - когда проезжаешь через город, можно и камнем в лобовое получить. Хорошо, что сейчас тепло и нет дождя, а зимой или в дождь тут практически ежедневно аварии. Обочины нет, просто глина и обрыв - вот и «ловим» легковушки. Освещения нормального нет, разметки нет, вообще ничего нет. Даже туалетов и мусорных баков, не говоря уже о воде и горячем питании. Мы понимаем, что зерновозы разбивают обочину, но куда, скажите, деть КамАЗ, загруженный под завязку, да еще с горкой?
В 10 метрах от КПМ «Верхнебаканский» трасса действительно разбита так, что даже внедорожник не проедет, ямы засыпаны щебнем и глиной...
«КП» задала специалистам и водителям вопросы, которые чаще всего волнуют нам читатели.
Из-за чего страдают водители?
- Большинство из нас - наемные работники, которыми директор командует: «Вези, сколько нагрузят. Если не хочешь - заявление на стол. За воротами желающих сотня», - негодуют водители. - И скажите, что делать человеку, если автоколонна - единственное предприятие в городе, а дома - трое малышей?
- Да, ситуация сложная, за три месяца у нас на дорогах погибли шесть человек, - зачитывает страшную статистику из журнала Игорь Джемилев, начальник отдела ГИБДД по Приморскому району Новороссийска. - Какая главная причина ДТП? Человек плетется в пробке, потом вдруг вырывается на простор и давит что есть силы на педаль газа, чтобы компенсировать потерянное время. Затем просто теряет контроль над автомобилем.
- Вся проблема в неверной диспетчеризации, - признают в неформальной беседе стражи дорог. - Представьте: на разгрузке зерна обычно стоит 500 машин, еще 1000 находится на терминальной стоянке в поселке Верхнебаканском и порядка 200-400 машин на трассе. КамАЗы со всей России едут в город, мы их не пускаем, они выстраиваются в очередь, постепенно разбивая дороги.
Должна быть какая-то перехватывающая стоянка в районе Абинска или Крымска. Хотя бы на тысячу мест. Водители сами признаются, что они готовы платить 100 рублей, если им предложат организованную площадку.
Интересно, что по одной из версий, главные потери водителей большегрузов - это штрафы гаишникам. Официальные и неофициальные поборы, которые водители платят на подъезде к Новороссийску. Сами шоферы стараются не афишировать эту проблему.
Кто обязан латать дороги?
- Машины разбивают трассы, потому что перевозят грузы, превышающие нагрузку на ось, а разрешение в нашем управлении получать отказываются, - сокрушается Олег Жилин, начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности автодорог ФГУ Управления федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю. - А так как их не пускают в Новороссийск, они останавливаются на обочинах. Грузовых терминалов не хватает, администрация города проводит в этом направлении работу, но пока результатов нет.
В настоящее время все подрядные предприятия работают горячей асфальтно-бетонной смесью. По этой дороге у нас уже готовы проекты, которые прошли госэкспертизу, ждем, когда выделят деньги из федерального бюджета.
Почему грузы нельзя перевозить в поездах?
- Политика железнодорожных перевозчиков, а точнее ж/д тарифы вынуждают производителей и поставщиков зерна пользоваться автомобильным транспортом, - пояснил «КП» Сергей Гоненко, генеральный директор Проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта «НовоморНИИпроект». - Дело рентабельно, если машина везет зерно за 300-350 км. Пользоваться поездами же выгодно, только если путь длится более 900 км. Иначе слишком дорого. А заставить поставщиков пользоваться ж/д транспортом невозможно.
Как разрубить новороссийский узел?
- Нужно расширить автоприем зерна на уже существующих терминалах или развивать терминалы, которые работают с ж/д транспортом в пользу автоприема, - говорит Сергей Гоненко. - В частности в Туапсе на новом терминале планируют принимать зерно таким способом. Если проект реализуют, то нагрузка на Новороссийск будет меньше, а большая часть грузовиков пойдут в Туапсе из Адыгеи, ближайших районов края и Ставрополья. Другой вариант - строительство новых терминалов в Новороссийском порту. Такая работа уже ведется.
Перспективным также является перевозка зерна в контейнерах. Это означает, что авто не стоят в очереди. На территории «сухого» порта свозят зерно в бункеры, и оттуда оно уже загружается в контейнеры и небольшими партиями отправляется по всему миру.
Вопрос может решиться и в том случае, если воплотят в жизнь проект Ростовского универсального порта, где до 2 млн зерна собираются завозить автотранспортом. Но все же самый реальный план - туапсинский терминал.
- Можно весь Новороссийск застроить терминалами, но проблема не решится, - считает замглавы Новороссийска Дмитрий Бабиков. - Нужно переходить на совершенно другую систему грузоперевозок. По ней во время всего хода от отгрузки до загрузки зерно может несколько раз перепродаваться. Пока предприятия не будут работать с поставщиками и не будут заказывать то количество машин, которое смогут «переварить», ситуация останется без изменений. Поэтому администрация края сейчас рассматривает строительство целой сети терминалов. Начиная с въезда в Краснодарский край и заканчивая пунктом отгрузки.