Зауральцы намерены кормить Урал и всю Россию. В борьбе за рынки сбыта упор делают на качество продуктов
Пищевая промышленность Зауралья набрала неплохие темпы. Это подтвердили итоги 2008 года, которые 12 марта подвели руководители предприятий вместе с департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и муниципальными отделами АПК. Общая тенденция в отрасли – наращивание объемов как в физическом выражении (прирост 24 %), так и в стоимостном – 42 %.
Как отметил начальник управления развития сельских территорий Николай Евстратенко, три четверти предприятий отрасли прибыльны, растет ассортимент мясных и молочных продуктов, 14 производств получили марку «Зауральское качество» на 111 видов изделий – от мясных полуфабрикатов и пельменей до минеральной воды. Некоторые из них давно едят и москвичи, и уральцы, и северяне.
Производство нужно развивать, расширяя сырьевую базу. Именно эти вопросы волнуют переработчиков больше всего. Выпуск мясных изделий вырос, казалось бы, солидно – на 38 %, но мощности заводов используются на 60 % – дефицит сырья не преодолен, в регионе вынуждены завозить на переработку импортную говядину и свинину. Региональный рынок пока не может обойтись и без завоза продовольствия.
Но крупные комбинаты развивают собственную базу сырья, например, «Велес» закупил для личного подворья 3 тыс поросят и раздает их и комбикорма по крестьянам на договорной основе. Курганский мясокомбинат строит новый свинокомплекс на базе Утятской птицефабрики. На очереди строительство собственных боен, организации производство мяса под заказ и т.д.
Филиал фирмы «Юнимилк» в Щадринске уже перерабатывает почти 100 тыс тонн молока, в целом оборот молочного рынка достиг 2,9 млрд руб, но дела в отрасли тревожат и власти, и бизнес. Департамент отмечает трудности со сбытом масла и сыра, десятки тонн продуктов залежались на складах, и единственный выход власти видят в госинтервенции не только на сухое молоко, но и на эти товары. Серьезным экзаменом станет и для производителей, и для переработчиков введение в 2009 году техрегламента на молоко.
Одним из выходов для развития аграрной области в целом считают всемерное продвижение бренда «Зауральское качество». Областная дума и департамент немало сделали, чтобы ввести в оборот торговую марку, которая, по мнению спикера Думы Марата Исламова, может вывести местные продукты не только на рынки Урала и России. Первое движение наметилось. Вывоз продукции за границы региона в 2008 году, по оперативным данным, вырос до 6 млрд руб – на 1,8 млрд руб больше прошлогоднего. По информации Исламова, в ближайшее время в УрФО по ТВ начнется рекламная компания по продвижению этой марки.
Но в каждом секторе продовольственного рынка есть немало проблем. Например, местные производители алкоголя сетуют на то, что, как заявила генеральный директор концерна «Реалко» Светлана Меньщикова, 40-50 % рынка составляет нелегальная водка, существует двойное налогообложение производителей при покупке акцизных марок, а чиновники затягивают оформление документов для лицензий.
Крупные хлебозаводы озабочены тем, что конкуренция с мелкими пекарнями сводит на нет их попытки сохранить рентабельность основного продукта, и приходится «выезжать» на кондитерских изделиях. Хлеб становится убыточным, призналась гендиректор ОАО «Курганхлебпром» Наталья Великжанина, а отсрочка платежей торговли за поставленную продукцию на 45-60 дней бьет по экономике предприятия.
Хлебопеки просят преференций при госзаказе для социальных объектов: льготных тарифов, запрета на госзакупки хлеба без знака качества и т.д. Производители ООО «ВИТ» хотят, но не могут получить марку «Зауральское качество», так как покупают часть мяса в Челябинской области, а марку дают только продуктам, полученным из сырья, выращенного в области. Но, как резонно отметил генеральный директор «ВИТ» Андрей Волков, «корма для партнеров - челябинцев мы выращиваем у нас в районе, и это российское мясо – охлажденное и надо что-то с этим решать».
Все эти вопросы требуют внимания и поддержки местных властей. Марат Исламов, заместитель губернатора, директор департамента сельского хозяйства Николай Логинов и куратор управления развития рыночной инфраструктуры департамента экономического развития Андрей Кропанин обещали конкретные меры, вплоть до законодательных инициатив в Госдуму через областной парламент.
И директора предприятий, которые кормят зауральцев и жителей других регионов РФ, в конце заседания заполняли анкету, отмечая, что им мешает в работе. И что необходимо, чтобы в итоге вернуть области славу региона, поставлявшего некогда масло под маркой «Белый лебедь» на стол королевы Англии.