Пекари хотят свои прилавки
За прошлый год в Москве закрылось 89 пекарен. Такие данные привел глава Московской гильдии пекарей Юрий Кацнельсон на совещании по проблемам развития хлебопечения в Москве. По его словам, еще год назад в столице было 242 пекарни, а к началу 2009 года осталось только 153.
Одной из основных проблем хлебопекарен в условиях кризиса, по мнению Юрия Канцельсона, является осложненный доступ к кредитным ресурсам, который необходим для пополнения оборотных средств и модернизации производства. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский называет и другую проблему: «Торговые сети устанавливают растянутые сроки оплаты — в среднем, 60 дней, хотя хлеб является скоропортящимся товаром и реализуется за 2-3 дня».
«Откуда взять деньги? Только от собственной розничной продажи хлеба», — полагает староста московских пекарей. По его мнению, необходимо дать возможность пекарням самим продавать свою продукцию в розницу, так как не менее 35% от стоимости хлеба приходится на торговую наценку в магазинах: «Наша задача — чтобы эти 35% оставлять в кармане у пекаря, так как прибыль хлебопекарен составляет лишь 3% в розничной стоимости хлеба».
За 2008 год объем столичного рынка хлебобулочных изделий составил, по оценкам главы Московской гильдии пекарей, 12 млрд рублей, при том что более половины продукции привозится из других регионов. При этом уже в 2007 году рост цен на нее обеспокоил власти. За первые месяцы 2008 года цены на хлеб и хлебобулочные изделия поднялись в России в среднем еще на 8%. Но одновременно региональные хлебопеки из-за многомиллионных убытков были вынуждены законсервировать часть производства (так, например, в Татарстане было закрыто 18 пекарен).
К октябрю 2008 года за цены на хлеб взялась Федеральная антимонопольная служба, которая потребовала от хлебокомбинатов снижения отпускных цен, ссылаясь на подешевевшую на мировых торговых площадках пшеницу. Как опасались тогда эксперты, такое давление могло лишь ускорить банкротство мелких хлебопекарен.
Однако идея с организацией специализированных «хлебных» торговых точек имеет свои недостатки. «Выделение преференций хлебопроизводителям на организацию своих торговых точек, где будут продаваться «социальные» сорта хлеба по чуть более низким ценам, может немного снизить социальную напряженность. Но с экономической точки зрения это не целесообразно из-за больших издержек», — полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. «Собственные торговые площади нужно содержать, — соглашается президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — Но кончится все это тем, что сети пойдут на уступки региональным поставщикам хлеба и их доля еще больше вырастет».
Сами производители хлеба признают, что, несмотря на кризис, всплеска спроса на их продукцию пока нет. «Есть кардинальное отличие этого кризиса от того, что был в 1998 году: люди стали есть меньше хлеба. Мы дикие усилия тратим на продвижение нашей продукции, но, несмотря на это, продажи не растут», — признался BFM.ru коммерческий директор комбината «Хлебная усадьба» Максим Тайц.