А.Иванилова: Среди хлебов спелых, среди снегов белых... В Казахстане гниет 650 тысяч тонн неубранного зерна
Сбыт урожая зерна текущего года по сей день остается актуальной проблемой. Пока правительство на пару с депутатами задается риторическим вопросом "что делать?", под открытым небом находится 650 тысяч тонн зерна. Не сегодня, так завтра, учитывая наступившие морозы, зерно просто сгниет. Тогда всех будет интересовать уже другой вопрос - "кто виноват"?
Рекордный урожай нынешнего года, а это почти 23 миллиона тонн, создал массу проблем. Все уборочные работы давно закончены, на полях уже лежит снег, а чиновники так и не могут решить, кому продать такое "добро". Обстановку нагнетают крестьяне, которые считают несправедливой обозначенную государством цену закупа - 123 доллара за тонну.
В свою очередь, правительство в сложившейся ситуации винит мировой финансовый кризис - мол, из-за него на всех зерновых рынках сократились объемы продаж и резко снизились цены на зерно. Все это негативным образом отразилось на нашем внутреннем рынке, ориентированном на экспорт.
На сегодняшний день достигнут ряд соглашений. АО "Продкорпорация" закупит у отечественных сельхозтоваропроизводителей до пяти миллионов тонн зерна. Нацкомпании поручено ускорить закуп трех миллионов тонн, предусмотренных за счет средств Национального фонда.
Кроме того, дополнительно будет обеспечен закуп еще двух миллионов тонн, из которых один миллион приобретут до конца года по цене 18 500 тенге за тонну, обеспечив при этом равный доступ к программе всех сельхозтоваропроизводителей. В настоящее время "Продкорпорация" приобрела один миллион 592 тысячи тонн зерна.
Пока Министерство иностранных дел ищет рынки сбыта для казахстанского зерна и муки, Министерство транспорта и коммуникаций разрабатывает механизм удешевления железнодорожных тарифов по российским железным дорогам, на территории Украины, Узбекистана и Туркменистана. На удешевление затрат по транспортировке транзитом через территорию Российской Федерации из резерва правительства в этом году будет выделено 5 миллиардов тенге, в следующем - еще 10 миллиардов. Кроме того, на плечи Минтранскома возложили обязанность по своевременному обеспечению экспортеров зерновозами, расширению пропускной способности зернового терминала в порту Актау, а также перевозок зерна и муки в направлении Афганистана и Ирана.
"Казахстан Темир Жолы" ведет переговоры об аренде восьми тысяч российских зерновозов. Если россияне согласятся, то Казахстан сможет ежемесячно вывозить до одного миллиона тонн зерна.
В настоящее время самым крупным потенциальным экспортером является Китай. На очередной межправительственной казахстанско-китайской комиссии, которая пройдет в ноябре - начале декабря этого года, планируется обсудить вопрос открытия квоты на поставку казахстанского зерна в Китай с 2010 года. Речь будет идти о 3 миллионах тонн. Глава Минсельхоза уверен, что Казахстан готов поставлять такое количество зерна. Однако, учитывая проблемы с транспортировкой, наша страна будет перевозить свою продукцию "как в виде зерна, так и в виде муки".
Как это ни парадоксально, но сложившийся хаос на зерновом рынке позволил чиновникам "узреть в корень" проблемы и решить некоторые из них. Правительство решило пойти на уступки крестьянам и удовлетворить просьбы депутатов. Минфин совместно с нацхолдингом "КазАгро" прорабатывают вопрос пролонгации и частичного погашения кредитов, выданных на проведение весенне-полевых и уборочных работ, а также пролонгации на один год кредитов и лизинговых платежей АО "КазАгроФинанс" и АО "Аграрная кредитная корпорация".
Еще одна радостная новость для экспортеров. Правительство решилось-таки на отмену лицензирования экспорта зерна. Данное предложение инициировало Министерство сельского хозяйства и даже подготовило соответствующий законопроект. Лицензирование экспорта может быть отменено уже к весне 2010 года. Такой шаг государственные мужи объясняют тем, что в переходный период необходимо максимально облегчить получение лицензии. Кроме того, Минсельхоз упростил выдачу разрешения на экспорт зерна. Теперь для этого не требуется справка о наличии долгов и опыт работы более одного года. "Мы все это убрали и сделали так, что любой сельхозтоваропроизводитель, желающий экспортировать свое зерно, пришел в Минсельхоз в Комитет инспекции в АПК и в тот же день получил лицензию", - заявил министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев.