Казахстан: Бездомный урожай, или проблема нехватки хлебоприемных пунктов в Павлодарской области
В Павлодарском регионе критическая ситуация с зерноуборочной кампанией. В области местным фермерам некуда сдавать рекордный урожай. Из пяти элеваторов региона, имеющих лицензию на хранение зерна, новый рекордный урожай на сегодня принимает лишь один - Жолкудукский. И перед ним тут же скопилась целая вереница машин, груженных зерном нового урожая. Некоторые водители стоят в очереди по два-три дня. Ситуацией тут же воспользовались спекулянты.
По какой причине четыре из пяти хлебоприёмных пунктов в разгар уборочной страды вдруг перестали принимать зерно, официальных объяснений никто не дает. По словам хлеборобов, хозяева этих элеваторов заявили: урожай большой, места мало. Аграриям пришлось везти свой урожай на Жолкудукский элеватор в поселке Ленинский. С возросшей нагрузкой хлебоприёмный пункт не справляется, ежедневно перед элеватором выстраивается очередь из 50-80 большегрузов.
Колонна КамАЗов, груженных зерном, растягивается на сотни метров. Водители ждут очереди разгрузиться по трое суток. Элеватор не справляется. А фермеры говорят: уборочная страда только началась. Именно сейчас машины нужны на полях. А на Жолкудукском элеваторе ежедневно простаивают более 50 грузовиков. Рекордный урожай некуда сдавать.
Другой водитель соглашается со своим коллегой и добавляет:
- С часу ночи стоим, у нас пять машин, будем стоять еще до завтрашнего дня, а когда очередь сдвинется, мы даже не знаем, - говорит Виктор Журба.
На Жолкудукском элеваторе трудности с приёмкой объясняют плохим качеством зерна. Обильные осадки хорошо наполнили влагой новый хлеб. Зерно приходится сушить. Причем более тщательно, чем обычно.
Между тем, как объяснили в руководстве самого предприятия ТОО «Жолкудукский элеватор», «проблема в нехватке дизтоплива».
- Чтобы просушить зерно, мы используем топливо, но пшеница в этом году с повышенной влажностью. Из тысячи тонн только сто составляет сухое зерно, у остального влажность от 18 до 22 процентов. Наплыв большой, а у нас не хватает средств на закупку топлива, - объяснил сложившуюся ситуацию директор Жолкудукского элеватора Владимир Кобзун.
С его слов, крестьяне не могут продать зерно, чтобы заплатить за услуги, а на элеваторе не могут купить дизтопливо, чтобы производить сушку зерна. Замкнутый круг получается.
На элеваторе говорят: наплыв клиентов огромный, но зерно мокрое. Для сушилок нужно дизтопливо, а денег на его покупку нет.
Между тем, пока АО «Продкорпорация» отчего-то медлит закупать у павлодарских крестьян пшеницу по 24 тысячи 750 тенге за тонну, как и обещало, моментом воспользовались многочисленные перекупщики. Они готовы принять зерно не по 25, как государство, а по 16 тысяч тенге за тонну.
Руководство Жолкудукского элеватора сообщило, что в этом году ими потрачено 5,5 миллиона тенге из собственных средств на закупку дизтоплива, но этого оказалось недостаточно. И ситуация обещает только обостриться. Встать может последний работающий хлебоприёмный пункт области.
Чиновники признаются: такого рекордного урожая они не ждали.
- Такого объема зерна никто как бы не предполагал, это такой неординарный год, объем очень хороший, такие урожаи бывают раз в 40-50 лет, поэтому где-то, может, и не подготовились, - объяснил Курмангали Магжанов, начальник отдела управления сельского хозяйства Павлодарской области.
Тем временем на расширенном заседании под председательством акима области Бакытжана Сагинтаева хлебная тема стала одной из основных.
После обстоятельного доклада о росте урожая картофеля, увеличении площадей орошаемых земель, строительстве теплицы аким области поинтересовался у руководителя сельхозуправления Бауржана Касенова:
- Расскажите, что там происходит с Жолкудукским элеватором, почему фермеры не могут сдать зерно?
В ответ услышал, что два павлодарских элеватора - в поселках Ленинский и Щербакты - являются операторами по закупу зерна Продкорпорацией, как элеватор не успевает перерабатывать урожай, обильный, но сырой.
- Влага по зерну составляет в среднем 20 процентов, его не успевают высушить, при этом ежесуточно поступает более 1000 тонн, - сообщил Бауржан Касенов. По данным главного агрария области, из-за повышенной нагрузки и по нескольку дней вынуждены простаивать машины, груженные хлебом. Есть и еще один фактор - в урожайный год зерно не в той цене, что в прошлый год, закупщики не спешат стучать в двери. А с расчетами по кредитам и за технику в лизинг - крестьян никто ждать не будет. Они хотят получить деньги, чтобы вовремя рассчитаться с долгами. Сегодня самый важный закупщик - это «Продкорпорация». Вот и отгружают фермеры зерно на элеваторы-операторы в спешном порядке, стремясь выполнить объем по квоте в полной мере. Кстати, только в среду были определены окончательные цены на зерно, закупаемое по государственному заказу, - 24 тысячи тенге за тонну зерна первого класса и 20 тысяч тенге - за тонну второго класса.
Официальные лица парируют: слишком долго собственники элеваторов и акционеры не занимались их развитием, не вкладывали средства в оборудование. По данным заместителя акима области Тулегена Закарьянова, на днях на элеваторе произошла авария, редуктор вышел из строя. В течение 12 часов поломку устраняли, в это время и скопилась очередь, подвели и сушилки. И вообще, надо было готовиться к сезону лучше, и заранее самим собственникам элеваторов инвестировать в оборудование. По цепочке - акимам надо было проследить за тем, чтобы машины из районов на элеватор отправлялись ко времени и пропорционально.
В итоге чиновники предложили направить письмо в «Продкорпорацию» и заместителю премьер-министра Республики Казахстан Умирзаку Шукееву с просьбой определить еще один элеватор в качестве оператора госпрограммы.
Но глава региона заметил, что с предложением местные власти опоздали.
- Все раньше ведь знали, что зерна будет много, все видели, что идут дожди, можно было догадаться, что зерно будет не самое сухое, - подметил Бауржан Сагинтаев. - Видно было ведь, что цены не будет, и надо так наладить процесс продажи, чтобы крестьяне смогли реализовать выращенное и вернуть долги по кредитам. Почему акимы сел и районов спокойно сидят по домам, когда их зерно не проходит? Почему раньше письма не писали? Правильно сказал тот водитель, что застрял в пробке у элеватора. Единственная возможность появилась заработать, и то не даете!