Транспортной инфраструктуре Юга России мешает работать благоприятная конъюнктура на зерновом рынке
Северо-Кавказская магистраль планирует продлить действующую конвенцию на отгрузку зерновых в адрес ОАО «Новороссийский зерновой терминал».
На дороге отмечают, что введённый с 21 по 25 февраля запрет на отгрузку зерна в адрес ОАО «Новороссийский зерновой терминал» не привёл к уменьшению числа простаивающих в ожидании выгрузки вагонов.
«Количество «брошенных» поездов увеличилось с 19, простаивавших на подходах к порту в пятницу, до 29 – в понедельник», – сказал и.о. начальника станции Новороссийск Игорь Павлов.
Он отмечает, что решению проблемы заторов не помогли даже значительно увеличенные по сравнению с плановыми объёмы переработки зерна терминалом.
«При средней перерабатывающей способности терминала 168 вагонов в сутки здесь выгружается по 200 вагонов. Но и этого недостаточно, ведь грузоотправители предъявляют куда большие объёмы. Так, только 20 февраля в адрес терминала была отгружена трёхсуточная норма – 659 вагонов», – говорит Игорь Павлов.
«Отгрузка зерна в адрес Новороссийска с начала года превышает возможности терминала в 2 – 2,5 раза», – подтверждает начальник логистического центра СКЖД Роман Бабкин.
На СКЖД отмечают, что переработать подходящие поезда сегодня проблематично, количество «брошенных» вагонов множится. «В такой ситуации нам придётся обратиться в ОАО «РЖД» с просьбой продлить конвенционный запрет на отгрузку. Ведь, чтобы переработать только стоящие сегодня на подходах к порту составы, потребуется не меньше недели», – отметил Игорь Павлов.
Как пояснил «Гудку» начальник департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Алексей Миронов, конвенция – вынужденная мера, которая должна нормализовать ситуацию на дороге. «На СКЖД сейчас скопилось большое количество вагонов с зерновыми, и, учитывая те темпы выгрузки, которые есть сейчас, особенно недостаточный объём подвода судов, применение конвенции было необходимо», – говорит Алексей Миронов. По его словам, за время действия запрета будет разгружена значительная часть вагонов, и это поможет нормализовать ситуацию.
«Если по объективным причинам потребуется продление конвенции, ОАО «РЖД» рассмотрит такую возможность», – сообщил Алексей Миронов.
Возможно, продление конвенции действительно может понадобиться: поставки зерна растут. Это объясняется благоприятной рыночной конъюнктурой, которой спешат воспользоваться грузоотправители.
«Увеличение объёмов отправления зерновых связано с увеличением стоимости доллара и, соответственно, экспортных цен на эту продукцию – первое за последние десять месяцев. Так, если осенью одна тонна зерна третьего класса стоила 4,6 тыс. руб., то сегодня – 5,5 тыс. руб. Цена зерновых четвёртого класса выросла с 3,4 до 4,4 тыс. руб., а пятого – с 2,4 до 3,2 тыс. руб. Частники, придерживавшие товар до лучших времён, сейчас ловят момент и сбывают его по выгодным для них ценам», – говорит директор ООО «Юг-Зерно-Саратов» (предприятие занимается поставками зерновых) Михаил Зубрилов.
То, что Россия вывозит в феврале рекордный для этого месяца объём зерновых – более 1,8 млн тонн, – отметили и в ЗАО «РусАгроТранс».
«Обычно максимальные объёмы вывозятся осенью, тогда в том же Новороссийске возникают пробки из составов, – говорит начальник отдела аналитики ЗАО «РусАгроТранс» Игорь Павенский. – Однако осенью положение спасают мелководные черноморские порты. Чтобы избежать повторения нынешней ситуации – а следующий год обещает снова быть очень урожайным, – вариант один: строительство ещё одного глубоководного порта на Чёрном море. Однако, несмотря на сегодняшний затор, нам всем (грузоотправителям, перевозчикам и портам) стоит радоваться, что у нас есть эти объёмы на экспорт».