Во II полугодии 2007 года главными на хлебопекарном рынке стали события, последовавшие за повышением цен на сырье Чтобы избежать скачка цен на готовую продукцию, производителям было предложено выпускать хлеб по заниженным ценам, не соответствующим рыночной ситуации. Эксперты полагают, что инициаторы фиксирования цен, выразившие уверенность в целесообразности этого, по окончании действия соглашения будут вынуждены объяснять, почему мера не только себя не оправдала, но и привела к гораздо более нежелательным последствиям, чем те, которые была призвана помочь избежать. Что это будут за последствия, можно говорить уже сегодня.
Коли поняли приказ, выполняйте сей же час!
В июле мука подорожала на 18,2%, хлеб и хлебобулочные изделия - на 8,5%, крупа и макаронные изделия - на 3,39%. Причина такого резкого подорожания (всего на 7,2% по отношению к предыдущему месяцу и 12,2% к началу года) - зерновой кризис на российском рынке, как было предложено называть это явление. Чтобы смягчить эти последствия, власти предложили мукомольным предприятиям, хлебопроизводителям и ритейлерам подписать соглашение, по условиям которого цены на некоторые сорта хлеба зафиксированы до 31 января 2008 года. Эта мера была адресована малоимущим слоям населения, в рационе которых хлеб занимает важное место. Перечень социально значимой хлебобулочной продукции, цены на которую в рознице (за 1 кг) не могут превышать установленный лимит, выглядит так: ржаной хлеб - 15 руб. 20 коп., ржано-пшеничный (`Дарницкий`) - 18 руб. 90 коп., `Нарезной батон` - 29 руб. 20 коп. Было также предложено считать, что по окончании срока действия соглашения цены стабилизируются сами. Итак, немалую часть хлебобулочной продукции с момента подписания соглашения производители стали выпускать по таким ценам, как будто бы сырье и не дорожало.
Расшибись, а будь добр!
Предполагалось, что подпись под текстом соглашения, который чиновники подготовили при участии производителей и ритейлеров, для двух последних участников носит добровольный характер. В Петербурге соглашение подписали около полутора десятка компаний. Но эксперты называют участие в соглашении не добровольным, а добровольно-принудительным, потому что оно фактически означает, что сдерживание цен на хлебобулочную продукцию будет происходить за счет предприятий. Для каждой стороны последствия соблюдения условий документа неодинаковы. Сети, о чем они не раз заявляли в СМИ, не пугала возможная необходимость подписания соглашения, потому что средства от продажи хлеба составляют незначительную часть их доходов и они смогут компенсировать издержки за счет повышения цен на премиальные сорта хлеба и кондитерские изделия. Производители же будут вынуждены работать в убыток. Некоторые попытаются компенсировать упущенное, повышая цены на изделия premium: фитнес, так называемые полезные сорта, кондитерскую продукцию, если у предприятия есть такое направление. Важным моментом будет являться масштаб компании: крупные потеряют деньги, но на рынке останутся. А многие региональные хлебопеки, выпускающие только хлеб, который покупают местные небогатые жители, понесут такие убытки, что будут вынуждены уйти с рынка, считают эксперты. Количество малых и средних предприятий сократится.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?
Большинство экспертов сходятся во мнении, что единственно, чем продиктована инициация соглашения, - выборы, потому что экономически действие неоправданно. Эксперты утверждают, что, когда срок соглашения истечет, цены поднимутся пропорционально тому, как если бы они росли естественным образом, то есть резко взлетят. Урожай зерна 2007 года на 20% выше, чем 2006-го, а это способствует стабилизации цен на хлеб вплоть до лета следующего года, утверждают чиновники. Государство настроено контролировать цены, как показали события начала ноября, когда чиновники, ГУВД, Роспотребнадзор, ТУ ФАС подвергли производителей (Петербургский мельничный комбинат, ОАО `Заря`) проверкам на адекватность соотношения закупочных и отпускных цен. Отраслевики называют это административным давлением и говорят, что вместо создания бизнесу искусственных проблем нужно пресекать грабительскую политику сетей и развивать конкурентную среду. По результатам анализа, проведенного РОСПиК, в России на 10 тысяч жителей приходится в среднем 1,1 хлебопекарного предприятия, а в странах Евросоюза этот показатель равен 3,0-4,0. Когда на нашем рынке хлебопечения будет такое же соотношение, тема цены хлеба будет предметом изучения исключительно экономистов.