Письмо. министру сельского хозяйства Российской Федерации А.В.Гордееву от президента Союза российских мукомольных и крупяных предприятий А.И. Гуревич
16 ноября 2007 16:06
Объём производства муки, а значит и потребность в продовольственном зерне вытекает из Федерального Закона от 31.03.2006г № 44-ФЗ, которым утверждена потребительская корзина для населения, в том числе и по хлебным продуктам. Расчёты показывают (приложение № 1), что в среднем на каждого жителя страны должно приходиться по 108,2 кг муки (хлеб и макаронные изделия в пересчёте на муку, мука), а в целом по стране надо вырабатывать 15,5 млн. тонн муки в год. Из неё пшеничной – 13,8 млн. тонн, ржаной – 1,6 млн. тонн. Для производства указанных объёмов муки необходимо 19,0 млн. тонн продовольственной пшеницы и 1,8 млн.тонн ржи, что соответственно составляет 1,6 и 0,15 млн.тонн пшеницы и ржи в месяц. С учетом большой территориальной удаленности многих мельниц от зернопроизводящих регионов и в соответствии с требованиями Правил организации и ведения технологического процесса на мельницах для обеспечения выработки качественной продукции и стабильного снабжения потребителей мукой на предприятиях необходимо иметь постоянный трехмесячный запас зерна. Как показывает практика, при сокращении этих запасов ниже уровня двухмесячной потребности, возникают трудности в формировании помольных партий зерна, снижается качество вырабатываемой продукции и ритмичность поставки продукции потребителям. Исходя из этого и в целях гарантированного снабжения потребителей качественной мукой и хлебом в интервенционный зерновой фонд страны должно закупаться 3,5 млн.тонн продовольственного зерна, в т.ч. – 3,2 млн.тонн пшеницы и 0,3 млн.тонн ржи. Двухмесячные запасы в случае неурожаев и резких взлетов цен на зерно дадут возможность сбить ажиотажный спрос на зерно и стабилизировать ситуацию на зерновом рынке, а при избытке зерна – направить его на переработку в муку для поставки на экспорт. Союзом неоднократно ставился перед органами исполнительной власти вопрос о наращивании объемов экспорта муки взамен зерна. Мукомольное сообщество не просило и не просит какой-либо финансовой помощи для предприятий экспортеров. Нам нужна лишь информационная поддержка, поддержка в странах импортерах муки от наших консульских и торгово-представительских структур, помощь соответствующих органов в вопросах создания приемлемых условий по транзиту муки через территории других государств, конвертации и перечисления средств, вырученных за поставленную муку, т.к. во многих случаях предприятия не могут получить за товар твердую валюту и вынуждены прибегать к бартеру, что осложняет торговые отношения. Мощности мельничных предприятий страны используются на 50 %. Поэтому без особых усилий крупные товарные мельницы могут поставлять на экспорт 2-3 млн.тонн муки в год, а не 166 тыс.тонн как это было в 2006г. От экспорта зерна государство экономической выгоды не имеет. Более того, выплачивает экспортерам 10 % от стоимости зерна в виде возврата НДС. При экспорте муки помимо того, что станут полнее использоваться производственные мощности мельзаводов и трудовые ресурсы, животноводство страны получит дополнительный объем фуража в виде отрубей и зерновых отходов, а бюджет – примерно по 500 рублей от налогов с предприятий за каждую дополнительно выработанную тонну муки. Кроме этого будет существенно уменьшена проблема дефицита вагонов-зерновозов, т.к. мука перевозится в крытых вагонах. При принципиальном положительном решении этого вопроса, создании надлежащего информационного сопровождения программы экспорта муки, подключении к решению поставленных вопросов торговых представительств Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий готов оказать содействие в выборе предприятий экспортеров муки, вести координационную работу по организации экспорта.