Экспорт зерна из России в 2006 году, несмотря на отнюдь не "рекордный" урожай, по прогнозам Министерства сельского хозяйства, составит порядка 12-15 млн. тонн. Это примерно соответствует прошлогоднему показателю. Однако для стабильности рынка экспортерам нужны новые перевалочные мощности. Для обеспечения даже прошлогоднего показателя по экспорту необходимо увеличить суммарную мощность российских морских терминалов примерно на 8 млн. тонн зерновых в год Экспорт российского зерна сдерживается слабыми мощностями портов Балтики и Юга. Большинство южных портов расположено на мелководном Азовском море и непригодно для приема крупнотоннажных судов. В мае текущего года компания "Туапсинский морской торговый порт" начала строительство комплекса по перевалке зерна. Предполагается, что первая очередь ( обслуживающая 900 тыс. тонн в год) будет сдана в эксплуатацию в следующем году. Выход на проектную мощность в 2 млн. тонн в год запланирован на 2008-2009 годы. Также в первом квартале следующего года планируется сдать в эксплуатацию Новороссийский зерновой терминал мощностью 3,6 млн. тонн. Эти проекты не все эксперты считают перспективными. Среди недостатков отмечается как чрезмерная загруженность новороссийского порта, в частности, так и проблемы с подъездными железнодорожными путями к черноморским портам в целом. В нынешнем году производство пшеницы в мире значительно снижено по сравнению с прошлогодними показателями, что будет благоприятствовать российскому экспорту. Заявленного ранее лицензирования продаж, что сократило бы прибыли экспортеров, на внешние рынки не введено. По оценкам специалистов, только по экспортным контрактам российские компании в этом году продадут около 2 млн. тонн пшеницы. Тем временем, другой традиционный экспортер зерна и основной конкурент России на рынке зерна Казахстан, чтобы компенсировать низкий урожай в России и на Украине, планирует в 2006 году резко увеличить продажу зерна до 4,5 млн. тонн с 2 млн. годом ранее. Государственная продовольственная корпорация (Казахстан) уже намеревается создать новый транспортный маршрут для зерна к Черному морю, который стал бы альтернативой для перегруженных российских и украинских портов. В этих условиях российские, прежде всего кубанские, порты в настоящее время готовы увеличить переработку экспортного зерна и переоборудовать часть универсальных причалов под его перевалку. Но для этого уже необходима инвестиционная помощь зерновых компаний и гарантированное обеспечение загрузки комплексов. Впрочем, надо брать в расчет и тот факт, что Россия сравнительно недавно вышла на рынок торговли зерном. Только последние несколько лет у нас в стране появились избытки зерна, которые мы готовы экспортировать, и нужно какое-то время, чтобы Россия превратилась в постоянного стабильного экспортера. Именно этот фактор, по мнению экспертов, и станет стимулом для активного инвестиционного процесса в сфере строительства новых российских зерновых перевалочных комплексов.