РТК выкупил у FESCO оператора вагонов-зерновозов «Транс-Грейн»
3 марта 2020 11:30
АО "Русагротранс" (РАТ) стало владельцем 99,9% ООО "Транс-Грейн": соответствующая информация содержится в системе "СПАРК-Интерфакс".
Данные приводятся по состоянию на 2 марта. Собственником еще 0,1% "Транс-Грейн" стало АО "ЛП Транс" (как и РАТ - структура группы "РТК"). До этого актив на 100% принадлежал ООО "Фирма "Трансгарант" (ФТГ) группы FESCO.
Помимо прочего "Транс-Грейн" и ФТГ эксплуатировали около 4,2 тыс. хопперов-зерновозов (более 1,6 тыс. вагонов были в аренде, порядка 2,3 тыс. - в лизинге, 231 - собственные). Однако в декабре президент транспортного холдинга Александр Исурин заявлял, что компания "ведет переговоры по выходу из зернового сегмента".
"Если партнер получит до конца года разрешение Федеральной антимонопольной службы РФ, то сделка может быть закрыта в I квартале 2020 г.", - говорил он, не называя цену сделки: она "рыночная, никаких специальных условий нет".
Как пояснял топ-менеджер, решение продать бизнес по оперированию зерновозами, в том числе продиктовано его негативным влиянием на консолидированную отчетность группы. В 2019 г. перевозки парком, "который работает в направлении Новороссийска", упадут примерно в 2 раза (с 2,9 млн тонн в 2018 г.), прогнозировал он.
"Если убрать эффект зернового сегмента, мы прирастаем на 20% по выручке и EBITDA", - отмечал глава FESCO, уточняя, что в 2018 г. последний показатель составлял порядка $37 млн, в 2019 г. ожидался на уровне до $10 млн. "Если мы продадим (зерновозы - ИФ), сделаем две вещи - частично погасим долг и будем инвестировать в развитие бизнеса (группы - ИФ)", - отмечал топ-менеджер.
Фактически FESCO изменила свои планы по работе в зерновом сегменте еще в начале 2019 г. В апреле Исурин заявлял, что транспортный холдинг пересматривает намерения по наращиванию числа вагонов-зерновозов. "Мы хотели увеличить парк на 1 тыс. единиц, до 5,1 тыс., но сейчас не очень (хорошая - ИФ) конъюнктура рынка. Нужно оценить (рынок - ИФ), и тогда можно возвращаться к этому вопросу", - говорил он.
В то же время, топ-менеджер не назвал потенциального покупателя, который может приобрести этот парк. Источник "Интерфакса" на транспортном рынке утверждал, что переговоры ведутся с "Русагротрансом", который уже эксплуатирует несколько десятков тысяч зерновозов, в связи с чем и требуется согласование сделки с регулятором.
Представитель РАТ в ответ на запрос агентства тогда заявлял, что компания "никогда не комментирует переговоры". В пресс-службе ФАС "Интерфаксу" сообщали, что у них "нет информации по этому вопросу". При этом источник "Коммерсанта", знакомый с ситуацией, говорил, что в управлении "Русагротранса" уже находятся все зерновозы из парка FESCO за исключением примерно 1 тыс.
Между тем, владельцы "РТК" (куда входит РАТ) Константин Засов и Константин Синцов - в августе продали 50% + 1 акцию ж/д холдинга банку ВТБ (MOEX: VTBR). Тот в последнее время приобрел сразу несколько активов в зерновом бизнесе. В частности, финансовая организация контролирует 50% минус 1 акция "Объединенной зерновой компании", 33,7% акций "Новороссийского комбината хлебопродуктов" (MOEX: NKHP), 100% "Новороссийского зернового терминала" и 70% зернового трейдера "Мирогрупп Ресурсы".
FESCO (головная компания - ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (MOEX: FESH), ДВМП) - один из крупнейших в РФ операторов портовой инфраструктуры с интегрированным железнодорожным и логистическим бизнесом. Помимо прочего группе принадлежат железнодорожные операторы "Трансгарант" (эксплуатирует фитинговые и лесовозные платформы, крытые вагоны, полувагоны, аммиачные цистерны, хопперы-минераловозы) и "Русская тройка" (фитинг). Зиявудин Магомедов владеет 32,5% акций ПАО "ДВМП", 23,8% - у GHP Group, 17,4% - у TPG.