14 ноября 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Генеральная прокуратура РФ выявила нарушения законодательства в деятельности Минсельхоза России в сфере обеспечения качества и безопасности зерна

5 марта 2019 14:40

Генеральная прокуратура РФ проверила исполнение Министерством сельского хозяйства РФ законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности зерна, муки, крупы, комбикормов и компонентов для их производства.

Установлено, что в РФ отсутствует необходимое нормативно-правовое регулирование в области производства, переработки и реализации зерновых культур, использования семенного материала. Это является основной причиной неэффективности системы государственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.

Прежним руководством Минсельхоза России не принято должных мер по подготовке долгосрочной стратегии развития зернового комплекса, определяющей приоритеты и задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности в рассматриваемой сфере. Не внесены изменения в Закон РФ «О зерне», федеральные законы «О семеноводстве» и «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части формирования и функционирования системы контроля качества и безопасности зерна, не разработан порядок проведения его экспертизы в целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения. Не завершена работа по наделению Россельхознадзора полномочиями по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.

Министерством не принимались меры по стимулированию сельхозтоваропроизводителей по производству высококачественного зерна 1, 2 и 3 классов, его глубокой переработке, а также регулированию рынка сельхозпродукции и продовольствия. Это исключает влияние государства на качество и стоимость произведенного зерна и может негативно отразиться на обеспечении продовольственной безопасности страны.

Отобранные Минсельхозом России на конкурсной основе хранители запасов федерального интервенционного фонда не обеспечивают количественной и качественной сохранности зерна. Хранение зерна осуществляется в элеваторах с неудовлетворительным состоянием, что не обеспечивает его безопасность и потребительские свойства.

При этом утвержденные приказом Минсельхоза России правила отбора юридических лиц и предпринимателей, хранящих запасы фонда, не позволяют обеспечить надлежащие условия хранения зерна. В них отсутствуют конкретные требования к состоянию производственных мощностей хранителей, наличию лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.

По результатам рассмотрения внесенного Генеральной прокуратурой РФ представления Министерством приняты меры по устранению выявленных нарушений. Готовятся изменения в Закон РФ «О зерне» в части формирования системы действенного контроля и надзора за качеством и безопасностью в сфере оборота зерна. Разрабатываются нормативные правовые акты, устанавливающие порядки учета зерна при осуществлении поставок для государственных нужд, проведения экспертизы зерна в целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и др.

Кроме того подготовлены предложения по изменению Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия и документов стратегического планирования в части механизма, побуждающего сельхозтоваропроизводителей выращивать высококачественное зерно.

Руководством Министерства от работников потребовано обеспечить надлежащее проведение государственных закупочных и товарных интервенций.

Дополнение от "Агроинвестора"

Поручение Генпрокуратуре о проверке деятельности федеральных органов по контролю в сфере обеспечения качества и безопасности зерна было дано президентом Владимиром Путиным в июле 2018-го. Срок исполнения поручения — до 1 января 2019 года. К этому же времени глава государства поручал внести изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства, предусматривающие «увеличение валового сбора отечественной сильной и ценной по качеству пшеницы не ниже 32 млн т». Как поясняла тогда «Агроинвестору» директор Центра оценки качества зерна Юлия Королева, сильной и ценной называют пшеницу 1-3-го классов, производство которой в последние годы упало из-за невысокой заинтересованности аграриев вкладывать дополнительные средства в получение качества.

Позднее появилось несколько сообщений о выявленных нарушениях при хранении зерна интервенционного фонда. В начале февраля Россельхознадзор заявлял о факте порчи интервенционного зерна в Красноярском крае. По информации службы, шесть партий продовольственной пшеницы и одна партия ячменя общим объемом более 12 тыс. т, хранившиеся на «Балахтинском хлебе», оказались загрязнены амбарным долгоносиком и имели затхлый запах. В конце февраля Объединенная зерновая компания (госагент по работе с интервенционным зерном, ОЗК) сообщила о выявлении недостачи 8 тыс. т зерна из госфонда на «Цильнинском элеваторе» в Ульяновской области. А в ноябре 2018-го ОЗК объявила о «беспрецедентном хищении зерна» интервенционного фонда на «Орловской хлебной базе № 36» в Орловской области. Тогда совместно с представителями Генпрокуратуры, МВД и Россельхозбанка была выявлена кража 19 тыс. т зерна стоимостью 202 млн руб. После этого ОЗК сообщала, что совместно с правоохранителями усилит контрольные мероприятия в целях обеспечения продовольственной безопасности государства.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: