Проблемы перевозок зерна по железной дороге необходимо решать в режиме консенсуса
14.11.2011 Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза
Совместные конструктивные подходы позволят сократить простои вагона
Сегодня звучит немало претензий в адрес железных дорог и операторов подвижного состава. Со многими из них мы пытаемся разобраться. Но для достижения каких-либо договорённостей самое главное – соблюдать консенсусный режим, избегая одностороннего предъявления претензий. Иначе нам не избежать последствий непродуктивного подхода.
Обратить внимание в первую очередь нам надо на собственные недочёты и недостатки. Абсолютно справедливо сегодня высказываются нарекания о том, что у нас задерживаются вагоны на погрузке и выгрузке. Во многом здесь сказываются и объективные вещи. Есть проблема с оформлением сопроводительной документации на перевозку грузов. И было бы неплохо организовать в Минсельхозе рабочее совещание на эту тему. Необходимо создать условия для организации работы в выходные и праздничные дни, а также после 17 часов в обычные дни недели, что, естественно, ускорит оборот вагона. Однако в связи с возникшими проблемами в обеспечении подвижным составом у нас появилась своего рода практика так называемой подачи заявок с запасом. Понятно, что у многих потребности в вагонах обеспечены далеко не в полном объёме, поэтому и хочется создать какой-то запас – подать побольше заявок, а там, глядишь, хотя бы частично свои потребности смогут обеспечить. Но если мы такую практику сейчас утвердим, то неизбежно придём к перевозочному коллапсу. Такие заявки мы просто не сможем обеспечить.
Кроме того, у нас есть системная проблема в регионах, для которых экспортный вывоз продукции не является традиционным, для примера можно назвать Курганскую область. Но порой обеспечить вывоз, в том числе и на экспорт, не заключив экспортный контракт, железная дорога в отличие от автотранспорта позволить себе не может. К примеру, мы не можем грузить в направлении на Новороссийск и продавать зерно уже в Новороссийске в вагонах возле экспортного терминала. Это будет означать, что вагон будет стоять в экспортном терминале при приёмке, а принимать его некому, поскольку товар не выкуплен, значит, и выгружаться он не будет. Тут нужен более чёткий подход, и, может быть, следует наладить какие-то коммерческие взаимоотношения, чтобы зерно уже выкупалось непосредственно в регионе и отгружалось для перевалки в порту уже законтрактованным.
Кроме того, в регионах необходимо наладить чёткую организацию процесса обработки вагонов. И это задача грузополучателей – правильно очистить и потом сдать вагон в нормальном рабочем состоянии его владельцу. Серьёзной проблемой является недостаточное количество маневровых тепловозов. А это приводит к дополнительной сортировке подвижного состава на станциях и подъездных путях предприятий, что тоже вызывает увеличение сроков обработки вагона. Предстоит найти приемлемые пути решения проблем по маневровым работам вообще. И попытаться это сделать сообща.
http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=415888&year=2011&month=11&SECTION_ID=16360