Путин хочет вернуть вагоны-зерновозы обратно в рабочий парк ОАО "РЖД"
Пообщавшись накануне с работниками сельского хозяйства, премьер-министр Владимир Путин решил вынести их проблемы на встречу с главой РЖД Владимиром Якуниным. Тем более, что и у шахтеров схожие просьбы. Дело касается перевозок. Селяне негодуют: собранный урожай очень дорого куда-либо доставить. А горняки вообще долгое время не могли никак свой уголь вывезти из Кузбасса, пришлось даже президенту вмешиваться, отмечает "Российская газета".
"Сегодня в Российской Федерации больше передвижного состава, чем во всем Советском Союзе, а грузов мы перевозим все-таки меньше", - обратил внимание премьер. Но все равно возникают проблемы, причем системного характера. Они связаны с реорганизациями и изменением условий диспетчирования, считает Путин. "Нужно самым оперативным образом ситуацию эту исправить", - распорядился он и напомнил, что соответствующие решения правительства уже приняты.
"Сама компания ОАО "РЖД" должна действовать более оперативно", - считает Владимир Путин. По его словам, службе по тарифам было поручено рассчитать соответствующий тариф, чтобы ни частник не нес убытков, ни "РЖД" - наоборот, чтобы рентабельность была как минимум 10%, а может быть и 15%. Но действовать надо сейчас, пояснил премьер, и если будет нужно, можно и закон поменять, и постановление правительства. "Есть предложение о том, чтобы обозначить тарифный коридор и предоставить ОАО "РЖД" право в рамках этого коридора оперативно реагировать на изменения условий рынка. Это все будет сделано, но повторяю в третий раз: вам нужно немедленно эту работу начинать и ситуацию "расшить"", - отрезал глава правительства. Он отметил, что в последнее время поступает достаточно много жалоб от промышленников.
В частности, свои претензии выражают производители сельскохозяйственной продукции и угольщики. Активнее всего накануне сетовал на свои беды красноярский фермер. Путин распорядился, чтобы Якунин поехал на место и принял оперативные решения: "Нужно подготовить это мероприятие, но сегодня-завтра Вы должны быть там". "Действительно, сейчас приняты два очень важных документа: это приказ Минтранса и распоряжение Сергея Борисовича Иванова, касающееся нормализации оперативной обстановки по управлению движением на сети", - ответил Якунин. В компании понимают проблемы, и он готов немедленно выехать, куда нужно. В Красноярске пройдет совещание с участием грузовладельцев и операторов частного подвижного состава, пообещал он.
"Я надеюсь, что Вы не будете ждать в следующий раз каких-то импульсов извне, а будете сами внимательно следить за ситуацией и своевременно реагировать", - завершил беседу Владимир Путин. Напоминаем. В июле прошлого года (19 июля 2010 года) ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) провело открытый аукцион по продаже 23 210 вагонов-зерновозов двумя лотами по 11 605 единиц. За приобретение лотов соревновались крупные участники рынка, уставный капитал или сумма активов которых превышают 1 млрд. руб. Среди них – ЗАО «Русагротранс», ОАО «Русский дом» и другие. Все участники, подавшие документы и внесшие залог, были допущены до аукциона. Победителями по итогам аукциона стали компании «Русагротранс». Участники зернового рынка опасаются, что доминирующее положение "Русагротранса" усилится. 22 тыс. зерновозов, которыми будет управлять компания,— это 63,6% от всего парка таких вагонов.
"Монополия просто меняет вывеску, но деньги будут попадать в частные руки",— говорит крупный зернотрейдер. Он считает, что в будущем ничто не помешает "Русагротрансу" произвольно установить цены на перевозку по России. Уже сейчас «Русагротранс» – крупнейший российский игрок на рынке зерноперевозок, компания работает более чем с 5000 клиентами. "Русагротранс" создан в 2008 году, учредителями стали принадлежащая ОАО РЖД Первая грузовая компания (51%) и частное ЗАО "Рустранском". ПГК внесла в уставный капитал компании около 8 тыс. зерновозов, а частные акционеры обещали внести 3,2 млрд руб. деньгами. Владельца "Рустранскома", экспедитора "ЛП-Транс", участники зернового рынка неоднократно обвиняли в недобросовестной конкуренции. В течение прошлого года ЦФТО РЖД согласовывал перевозки зерна только для этой компании, отказывая грузоотправителям в предоставлении инвентарных вагонов ОАО РЖД. Ранее ФАС по обращениям участников рынка завела дело по признакам нарушения законодательства о защите конкуренции, пишет газета "Коммерсантъ".
Казахстанские предприниматели из-за дороговизны аренды российских вагонов пытаются добиться погрузки вагонов казахстанского происхождения (парк зерновозов КТЖ), но «РусАгроТранс» под различными предлогами срывает погрузку таких вагонов и пытается навязать казахстанским грузоотправителям свои зерновозы, аренда которых дорогая. Сами тарифы, может, и подъемны, но предпринимателей напрягает то, что «РусАгроТранс» навязывает казахстанским экспортерам свои вагоны, аренда которых очень дорогая ($70-$80 за сутки). А при использовании казахстанских вагонов РЖД навязывает заключение договоров через «ЛПТранс», который дополнительно взимает за свои услуги до $20 на тонну перевозимого зерна (редакция ИА Казах-Зерно располагает документами, подтверждающими это). Таким образом «РусАгроТранс» срывает отгрузку на экспорт казахстанского зерна и тем самым наносит казахстанской стороне колоссальный ущерб.
Из-за проблем с отгрузкой и срывом графиков отправки зарубежные покупатели казахстанского зерна расторгают договоры сделок с казахстанскими компаниями. Продолжается все это безобразие с осени 2009 года. Казахстанские предприниматели неоднократно обращались в самые различные государственные органы, в том числе и Агентство по защите конкуренции и другие контролирующие органы, пытаясь обратить их внимание на бесчинства, которые творят российские железнодорожники на нашей же территории. Поэтому нельзя сказать, что казахстанские чиновники не знают о проблемах, которые создали российские железнодорожники для наших грузоотправителей. Россияне сделали все, чтобы отгрузка казахстанского зерна по российским железным дорогам была просто разорительной для казахстанских экспортеров.