Железнодорожники готовы везти зерно
ЗАО «Русагротранс» готовится к отправке укрупнённых партий экспортируемого зерна маршрутными поездами
Первый заместитель генерального директора ЗАО «Русагротранс» Олег Рогачев сообщил «Гудку», что такое решение утверждено Рабочей группой по логистическому обеспечению агропродовольственного рынка при Министерстве сельского хозяйства.
Поставлена задача обеспечения вывоза российского экспортного зерна в порты в сроки, определённые контрактами российских трейдеров с зарубежными покупателями.
«Наиболее эффективной логистической схемой решения задачи своевременного вывоза зерна является его перевозка прямыми отправительскими маршрутами, – подчеркнул он. – Подобная технология уже отработана нашей компанией на ряде сельхозпредприятий, расположенных в зоне обслуживания Московской и Северо-Кавказской железных дорог, однако суммарная доля маршрутных отправок на сегодняшний день крайне мала и не превышала 2% от общего объёма перевозок зерна. Низкая степень маршрутизации российских зерновых перевозок приводит к увеличению сроков и стоимости доставки зерна в порт, простою судов, срыву международных контрактов. Наша компания готова приступить к маршрутным перевозкам экспортного зерна сразу же после того, как Рабочей группой совместно с регионами будут определены оптимальные места локализации зерновых грузов, на которых возможно формирование прямых отправительских маршрутов».
По мнению вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, проблемы по организации маршрутных отправок могут возникнуть в отношении их обеспечения локомотивами.
«Сегодня можно говорить о дефиците тягового состава на сети, тогда как для того, чтобы маршрутный поезд соответствовал своей задаче – доставке зерна со строгим соблюдением сроков контракта, – локомотив должен всегда находиться в непосредственной близости от элеваторов формирования состава, – говорит представитель союза. – Чтобы снять этот вопрос, потребуется решить в рамках Рабочей группы ряд задач по оперативной диспетчеризации работы всех участников логистической цепочки доставки зерна».
Другим сложным вопросом является соответствие существующей элеваторной сети и состояния транспортной инфраструктуры самих элеваторов технологиям формирования маршрутных поездов. «Чтобы решить эту проблему, следует выделить в каждом зернопроизводящем регионе элеваторы, которые могут разово принимать на своих подъездных путях не менее 20 вагонов ёмкостью не менее 20 тыс. тонн. Требуется создать и определённые системные экономические предпосылки, когда владельцы элеваторов будут заинтересованы в развитии их транспортной инфраструктуры до уровня, позволяющего формировать маршрутные поезда», – считает Александр Корбут. Первый заместитель ЦФТО ОАО «РЖД» Сергей Колесников отметил, что уже идёт оценка возможностей владельцев путей необщего пользования соблюдать требования железнодорожников по формированию маршрутных поездов.
«Маршруты должны формироваться не более чем в три подачи вагонов и не дольше 24 часов, – рассказал он. – Данная информация предоставлена ЗАО «Русагротранс», и компания совместно с грузоотправителями изучает возможности соответствия нашим требованиям. В случае, когда грузоотправитель и оператор смогут им соответствовать, мы готовы сразу же заключать договора и осуществлять отправки. Для таких поездов будут применяться понижающие коэффициенты в размере 10–15% в зависимости от расстояния и направлений».
Директор по транспорту и логистике ООО «Международная зерновая компания» Алексей Расницов высказал мнение, что в ближайшей перспективе резкого увеличения доли маршрутных отправок в общем объёме зерновых перевозок ожидать не стоит.
«В России лишь 10% элеваторов располагают инфраструктурой, соответствующей требованиям по формированию маршрутов, – пояснил он. – При этом довести остальные до нужного уровня очень сложно, поскольку они строились ещё в советские времена по другим стандартам. Поэтому, чтобы сделать маршрутизацию массовой, надо либо строить сеть новых элеваторов с соответствующими подъездными путями, либо вырабатывать систему консолидации в маршруты отдельных вагонов на узловых станциях».