Зерновой разворот
С 15 августа по 31 декабря за пределы России не будет вывезено ни одной тонны зерна.
Такое решение приняло в конце прошлой недели правительство в надежде, что запрет на вывоз поможет остудить внутренний рынок и не возникнуть дефициту зерна.
Такого развития событий зерновики определённо не ждали. «Если сейчас уйти с мирового рынка, его будет очень сложно завоевать обратно», – сокрушается аналитик крупной зерновой компании. Действительно, экспорт зерна идёт нормальными темпами, российские компании заключили массу контрактов с рядом стран, а теперь исполнить их не в состоянии.
Мало того что трейдеры могут понести крупные убытки – место российского зерна будет моментально занято странами-конкурентами, в первую очередь США и Австралией, которых России удалось потеснить, и Казахстаном. По словам главы ООО «ПроЗерно» Владимира Петриченко, эта страна уже вытесняет Россию с традиционных для нас рынков – Египта, Турции и Ирана.
Кроме того, запрет перечёркивает первые успехи российских компаний по выходу на зерновой рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Не так давно была успешно осуществлена первая поставка пшеницы в Тайвань, а на только что завершившейся конференции «Зерновая Сибирь» экспортёры в один голос говорили о значимости вывоза сибирского зерна через дальневосточные порты.
Объявив о запрете вывоза зерна, чиновники почти сразу же подсластили пилюлю: первый вице-премьер Игорь Шувалов на выходных пообещал, что экспортёры смогут выполнить все текущие контракты, однако конкретные механизмы ещё не озвучены. Меж тем Бангладеш уже отменил крупные сделки с российскими зерновиками, а Иордания начала активный поиск новых поставщиков.
ОАО «РЖД» с 7 августа объявило запрет на погрузку зерновозов в экспортном направлении. По данным ОАО «РЖД», на железнодорожных подходах к терминалам Новороссийского порта скопилось 1,6 тыс. вагонов-зерновозов.
«В августе выгрузка осуществляется ниже норматива. Ёмкости складов почти полностью заполнены», – отмечают в РЖД.
Ситуация осложняется скоплением автотранспорта с зерном, простаивающим в Новороссийске также в ожидании выгрузки.
«Зерно, которое сейчас находится в процессе перевозки в экспортном направлении, будет реализовано внутри страны», – заявил представитель ЗАО «Русагротранс» Александр Чернов.
Долгосрочных проблем компании не ожидают. «Мы переключим свои потоки на внутренний рынок», – уверен Андрей Гвоздев, начальник управления логистики ОАО «Русский дом».
А глава Первой грузовой компании Салман Бабаев в интервью Reuters заявил, что железнодорожные перевозки не пострадают:
«Если в прошлом году основную долю (до 60%) составляли автомобильные перевозки, то сегодня зерно надо будет, к примеру, с Алтая или из Новосибирска железной дорогой перебрасывать». Возможен также рост транзита из Казахстана в российские, прибалтийские и украинские порты, считает глава ПГК.
По прогнозам ЦФТО РЖД, недозагруз зерна из-за запрета экспорта в августе составит до 750 тыс. тонн, а в сентябре вырастет до 850 тыс. тонн. Расчёты основаны на прошлогодней динамике зерновых перевозок, а цифры взяты из текущих данных по урожаю и остаткам прошлогоднего зерна.