Грузовладелец о контейнеризации зерна
Интервью управляющего директора ГК «Сибирский аграрный холдинг» Вадима Григорьева.
Как уже сообщал SeaNews, 17 июня 2010г. состоялась отправка контейнерного поезда с зерном Группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) со станции Клещиха Западно-Сибирской железной дороги. Зерно предназначено для потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перевалка на морское плечо будет осуществлена в порту Находка.
Первую партию зерна в контейнерах САХО отгрузила в марте этого года. Груз был отправлен на Тайвань через порты Дальнего Востока.
В настоящее время САХО увеличивает объемы, переходя от пробных поставок к регулярным. Формирование стабильного канала поставки зерна из Сибири через Дальний Восток в страны АТР в холдинге расценивают как стратегическую задачу.
О перспективах контейнеризации зерна SeaNews рассказал управляющий директор ГК «Сибирский аграрный холдинг» Вадим Григорьев.
Вадим Всеволодович, как компания оценивает эффективность отправок зерна в контейнерах по сравнению с конвенциональными технологиями – с точки зрения качества, сроков доставки, стоимости?
Контейнерные перевозки сегодня обеспечивают экономическую целесообразность поставок зерна из Сибири в страны АТР. Главным фактором, который позволил компании-экспедитору добиться этого, стала возможность задействования «обратного хода» контейнеров. Если бы мы повезли зерно из Сибири на Дальний Восток в хопперах-зерновозах, то составу пришлось бы возвращаться порожним, потому что эти вагоны специализированные, а зерна для перевозки с Востока на Запад не существует. Оплата обратного хода увеличила бы транспортную составляющую.
Но количество возвратных контейнеров ограничено, и это определяет емкость канала примерно в 20 тыс. тонн в месяц. На нынешнем этапе, пока поставки зерна в страны АТР через порты Дальнего Востока носят скорее маркетинговый характер, этого достаточно. При организации масштабных, крупных перевозок, безусловно, без вагонов-зерновозов все равно не обойтись, но при нынешних железнодорожных тарифах они экономически нецелесообразны.
Что касается времени транспортировки, то от железнодорожной станции в Новосибирской области до потребителя зерна, скажем, на Тайване контейнеры будут идти 20-25 дней. Нашей первой партии в эти сроки, конечно же, уложиться не получилось. Мы отгрузили ее в ноябре 2009 года, а к потребителю она пришла в апреле 2010 года. Понятно, что в том случае время ушло на согласование особых условий перевозки, проведение испытаний контейнеров. Теперь мы контролируем сроки. И можем с уверенностью утверждать, что при соблюдении условий транспортировки и требований к характеристикам отправляемого груза, качество зерна по дороге не страдает.
Добавлю, что контейнерная форма отправки обоих азиатских контрактов САХО определяется также требованием партнеров. Многие потребители в странах АТР предпочитают обходиться без услуг элеваторов. Они зачастую просто не располагают портовой инфраструктурой, оперативно обрабатывая небольшие контейнерные партии прямо с колес.
Какую долю своего экспорта вы готовы отправлять в контейнерах?
Мы оцениваем потенциальную долю сибирского зерна в странах АТР на уровне 5 млн тонн в год. Когда российские сельхозпроизводители получат возможности для реализации масштабных поставок на эти рынки, доля контейнерных перевозок станет незначительной. Однако, я думаю, они останутся как самостоятельный канал для отправки небольших партий.
Каковы перспективы контейнерных отправок зерна на других направлениях (с юга, из Поволжья)?
У зернопроизводителей европейской части России совсем иная ситуация: там нет сдерживающих факторов в виде отсутствия портовой инфраструктуры и больших расстояний, существует традиционный круг постоянных зарубежных потребителей. Сам вопрос затоваривания рынка на Западе России стоит не столь остро, как в Сибири, а по экспортным позициям, можно сказать, вообще не стоит. Например, по данным Национального союза зернопроизводителей, в хозяйствах регионов Сибирского федерального округа в апреле 2010 года оставалось нереализованными более 4 млн тонн зерновых урожая 2009 года, тогда как в целом по России – 12 млн тонн. А пшеницы третьего класса урожая 2009 года в Сибири хранилось половина всего нереализованного российскими аграриями объема – два миллиона тонн из четырех.
Само географическое расположение Сибири подсказывает, что произведенное на территории этого крупнейшего зернопрозводящего региона зерно необходимо двигать на Восток. Это определяется и стоимостью накладных расходов, связанных с логистикой. Ведь дотянуться зерном можно только до тех точек, где логистика позволяет иметь положительную доходность.