Российский зерновой союз: В среднесрочной перспективе РФ может увеличить урожай зерна на 40-50% - до 145-155 млн т в год
В среднесрочной перспективе Россия может увеличить урожай зерна на 40-50% - до 145-155 млн т в год. Такие целевые индикаторы приводятся в концепции развития рынка зерна России на среднесрочную перспективу, подготовленной Российским зерновым союзом (РЗС). При этом оптимальным и возможным в РЗС считают экспорт зерна в объеме 40-60 млн тонн (пока этот показатель не превысил 23 млн т); экспорт муки и других продуктов переработки зерна (в пересчете на зерно) - не менее 4 млн т в год.
Напомним, что в последние годы валовой сбор зерна в России уже достигает почти 100 млн т, что в 1,5 раза выше по сравнению с 2000г., когда Россия только начала восстанавливать зерновое производство.
Посевные площади под зерновыми культурами должны будут составить не менее 50 млн га (в 2010г. этот показатель составит 48 млн га). Доля посевных площадей, на которых продукция производится по инновационным ресурсосберегающим технологиям, в перспективе должна будет составлять не менее 75%. Урожайность зерновых культур (без кукурузы) должна составить не менее 30 центнеров с 1 га; реализация зерна хозяйствами всех категорий - не менее 75% от валового производства; объем залоговых операций с зерном - 15-30 млн т (в зависимости от конъюнктуры рынка и потребности производителей в кредитных ресурсах). Должны быть созданы мощности для глубокой переработки в объеме 15-20 млн т зерна в год.
В союзе уверены, что потенциал отечественного зернового производства реализован далеко не полностью. Так, нынешняя доля России в мировом производстве зерна составляет около 5%, при этом на ее долю приходится 9% текущих посевов, в то время как ресурс России по посевным площадям оценивается не менее чем в 14%. Перспективы использования этого потенциала определяются конкурентоспособностью зерна и продуктов его переработки. Повышение внутренней и внешней конкурентоспособности требует снижения издержек (по всей цепочке от производства до реализации) и повышения качества продукции агропродовольственного комплекса при поддержании уровня рентабельности, обеспечивающем инвестиции для расширенного производства.
Среди факторов, ограничивающих рост производства зерна, выделяются нарастающее отставание роста внутреннего потребления от роста производства зерна; несоразмерность направлений и механизмов бюджетной поддержки задачам технологического прорыва и меняющейся институциональной структуре производства; низкая динамика инновационного развития, включая внедрение достижений биотехнологий и разработку новых технологий, адаптированных к условиям глобального изменения климата. Отмечается и отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления зерна и продуктов его переработки; "пожарные" меры в борьбе с диспаритетом цен. Выделяется проблема инфраструктурных ограничений, в том числе дефицит и территориальная структура размещения мощностей по хранению зерна и производству комбикормов, неадекватная новым реалиям, высокие издержки на железнодорожные перевозки, ведущие к нарастанию транспортной изолированности региональных рынков; недостаточная государственная поддержка экспорта зерна и муки; сохраняющиеся административные и технические барьеры.
"Таким образом, системная проблема зернового рынка состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности отечественного зерна и продуктов его переработки возможности развития зерновой отрасли будут недостаточны для полного использования агроклиматического потенциала страны, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства", - говорится в концепции.
РЗС считает, что государство должно обеспечить разработку стандартных технологий производства и хранения основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых на территории РФ. Отмечается, что европейское сообщество ведет такие разработки для всех культур, выращиваемых на территории ЕС с 1994г., и на сегодняшний день введены в действие 26 стандартных фитосанитарных технологий. Разработка российских фитосанитарных стандартных технологий позволит повысить урожайность на 10-15% и сократить потери урожая на 8-20%, гармонизировать ряд правовых и нормативных актов в области международной зерновой торговли.
Дополнительным фактором, сдерживающим расширение производства зерна, по мнению РЗС, является недостаточно эффективное государственное регулирование - в частности, сложившаяся уравнительная система доступа сельхозпроизводителей к средствам бюджетной поддержки, которая не увязана с требованиями расширения посевных площадей и роста урожайности. Значительная часть организаций АПК по существу лишена возможности доступа к кредитным ресурсам. Недостаточные масштабы страхования посевов лишают дохода сельхозпроизводителей при возникновении неблагоприятных погодных условий.
Важнейшим фактором стимулирования зернового производства называется высокая ликвидность произведенной продукции и поддержание цен на уровне, обеспечивающем ведение расширенного воспроизводства зерна. В зерновом союзе отмечают, что государство уже активно использует один из возможных способов регулирования зернового рынка - закупочные и товарные зерновые интервенции. Между тем, требуется переход к комплексной системе регулирования внутреннего рынка, предусматривающей использование более гибких и оперативных механизмов воздействия на рынок. С этой целью союз предлагает модернизировать действующий механизм государственного регулирования рынка зерна - например, осуществлять закупки зерна по минимальным гарантированным ценам для размещения в государственный интервенционный фонд для обеспечения возможности государственного регулирования цен на хлебопродукты. Предлагается внедрить "залоговые" операции на рынке зерна, предусматривающие заключение договора поставок с правом обратного выкупа зерна сельхозпроизводителем, если цены на рынке будут выше, чем цены залога или перевод этого зерна в государственный интервенционный фонд при отказе сельхозпроизводителя от обратного выкупа зерна. Залоговые закупки уже предусмотрены "государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.", но необходимы срочные меры по их внедрению в практику государственного регулирования рынка зерна.
Концепция развития рынка зерна России на среднесрочную перспективу представляет собой совокупность взглядов участников аграрного бизнеса на цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики по регулированию аграрного сектора экономики страны и рынка зерна, взаимодействию государства с бизнес-сообществом, ориентированные на решение задач устойчивого сельского развития, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, развитие государственно-частного партнерства и саморегулирования субъектов рынка зерна. Концепция предлагается как основа для подготовки Российским зерновым союзом предложений по разработке нормативных правовых и иных актов, концепций и программ для органов государственной власти.