Экс-министр сельского хозяйства Красноярского края Владимир Ищенко: казахи и красноярцы решают проблемы поставок зерна в Китай и АТР. А в Алтайском крае - тишина...
Бывший глава Минсельхоза Красноярского края Владимир Ищенко высказался по поводу недавних договоренностей властей этого региона, позволивших обеспечить экспорт зерна в Китай и страны АТР.
- Не секрет, что рынок зерна России и связанный с нею рынок казахского зерна сегодня находится в очень сложном положении. Большой урожай прошлого года создал здесь невиданный за десятилетия кризис перепроизводства - и цена на зерно упала ниже стоимости его производства. Внутренние меры регулирования, предпринимаемые российскими властями, не дают должного эффекта. Несмотря на зерновые интервенции, цена зерна выходит из зоны отрицательной доходности лишь временами и ненадолго. Хотя, конечно, в регионах есть отдельные примеры более успешного использования возможностей, предоставляемых зерновыми интервенциями.
Об этом недавно открыто говорилось на проходившем в Белокурихе "Зерновом Давосе". Читал я речь Неудахина.
В такой ситуации едва ли не единственным неиспользованным крупным резервом, способным обеспечить ликвидацию зернового кризиса в самой его острой точке - в Сибири, остается возможность экспорта зерна в Китай, а через его порты - и дальше, в страны АТР (возможности порта Владивостока весьма ограничены).
В последние недели здесь наметился существенный прогресс. Сначала, в первых числах февраля, о договоренностях с Китаем сообщили власти Казахстана. Транзит казахстанских зерна и муки по железной дороге от ст. "Дружба" до китайских морских портов будет обходиться казахстанским экспортерам в среднем по $55-60 за тонну перевозимого груза.
Такие расценки, предложенные китайскими перевозчиками за транзит казахстанского зерна и муки, были объявлены на специальном совещании казахстанских и российских железнодорожников, которое состоялось 2 февраля в Астане совместно с зернотрейдерами.
Китайская сторона поставила в прямую зависимость от объемов расценки за транзит. Чем больше будут объемы транзита казахстанского зерна через Китай, тем более гибкими будут расценки китайских железнодорожников. То есть при увеличении объемов транзита возможно значительное удешевление перевозок по китайским железным дорогам.
Если посчитать стоимость фрахта Казахстан - Новороссийск - море - Шанхай и сравнить с $60 за тонну до морского побережья - то окажется, что выгода казахстанских экспортеров будет долларов $10-15. А то и больше. И теперь зарабатывать вместо РЖД, портовиков и судовладельцев Новороссийска будут китайские железные дороги и казахстанские зерновики.
Нельзя сказать, что и в Сибири не видят выгоды поставок зерна в Китай. На днях об этих договоренностях сообщили власти Красноярского края. Безусловно, вхождение на новый рынок было трудным делом. Однако, власти края (далеко не самого крупного производителя зерна, кстати) сумели пройти этот процесс. Первыми в Сибири.
В этой связи меня несколько удивляет ситуация на Алтае. Можно подумать, не здесь находится центр зернового кризиса Сибири, не здесь падение цен на зерно приняло самые острые формы.
Не хочу брать на себя роль советчика, но поскольку я уже не чиновник - хочу сказать, забывайте несбывшиеся мечты о Франции и Италии! Вам нужно в Китай, как и всем в Сибири - строить отношения, согласовывать квоты, регламенты поставок, обмениваться гарантиями, помогать местным зернотрейдерам находить партнеров.
Если рынок зерна не оживится в преддверии начала посевной, прогнозы на то, что площади зерновых сократятся вдвое, могут стать явью. Кому это надо?