14 ноября 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Зарубежные партнеры Казахстана предлагают ему диверсифицировать маршруты поставки зерна на внешние рынки

12 марта 2010 11:17

Битву за казахстанский урожай развернули представители, а точнее, дипломаты трех бывших советских республик: России, Украины и Грузии. Каждая из них стремится получить заветный статус транзитной страны на пути казахстанского зерна на мировые рынки.

 В арсенале всех вышеназванных государств порты на Черноморском побережье. Однако этого недостаточно. А потому каждая из них заманивает Казахстан своими «куличами»: у одних – богатый опыт транспортировки, у других – выгодные направления. Хотя выбор остается за Казахстаном, вполне возможно, что его не потребуется делать. Ведь три лучше, чем один. А транзит зерна с помощью нескольких стран позволит диверсифицировать его маршруты. Это выгодно и казахстанским сельчанам, которые расширят рынок сбыта своего зерна. Тем более что, как отметил глава государства Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана, нашей экономике необходимо усиливать экспортный потенциал.

Казахстан изучает возможность строительства или приобретения зернового терминала в одном из российских портов на Черном море. Об этом на днях сообщил вице-премьер правительства Умирзак Шукеев. Однако тут же выяснилось, что на право стать перевалочным пунктом идущего на экспорт казахстанского зерна готовы претендовать три бывших союзных республики, которые имеют прямой выход к Черному морю – Россия, Украина и Грузия. Но окончательное решение – за Казахстаном.

Напомним, в конце прошлого года на одном из заседаний правительства министр сельского хозяйства республики Акылбек Куришбаев заявил, что для выхода казахстанского зерна на мировые рынки республике необходимо приобрести или построить зерновой терминал в одном из портов на Черном море.

Его пожелание, обращенное к премьер-министру Кариму Масимову, было тут же подхвачено всеми казахстанскими и зарубежными информагентствами и принято к сведению в причерноморских странах. Понятно, что приход больших объемов третьего по важности (после нефти и газа. – Ред.) экспортного казахстанского товара сулит не только прибыль, но и новые рабочие места, развитие инфраструктуры.

Напомним, что в начале года глава казахстанской компании «КазАгро» Асылжан Мамытбеков сообщил, что Казахстан в этом году намерен поставить 1,5 млн тонн зерна в Египет. Эта страна на севере Африки – крупнейший потребитель казахстанского зерна.

Одной из первых отреагировала Грузия. Сегодня эта закавказская республика делает ставку на полноценное использование своего транзитного потенциала. В начале года премьер-министр этой страны Ника Гилаури с рабочим визитом побывал в Египте – крупнейшем потребителе пшеницы. Он выступил с предложением транспортировать казахстанское зерно через территорию Грузии.

Посол этой страны в Астане Паата Каландадзе в интервью «Литеру» заявил, что «самым предпочтительным вариантом для Казахстана в его желании приобрести зерновой терминал в одном из портов Черного моря может стать Грузия».

По его словам, в его стране сегодня есть все условия для транзита: это и развитая транспортная инфраструктура, и порты на Черном море, а потому этот проект вполне осуществим. И наиболее приемлемым для этих целей, по мнению дипломата, видится черноморский порт Поти.

– Сегодня Поти успешно развивается, здесь построено и действует в общей сложности 24 различных терминала. Кроме этого, хочу напомнить, что в Грузии созданы все условия для покупки иностранными инвесторами земли под строительство каких-либо инфраструктурных объектов, включая зерновые терминалы, – заявил тогда Каландадзе.

В то же время посол Украины в Казахстане Николай Селивон считает, что Казахстану наиболее удачно подходят черноморские порты Украины.

– Я читал интервью посла Грузии в вашей газете, где он предлагает Потийский порт. Я не хочу обидеть своего грузинского коллегу, но должен сказать, что Украина может предложить Казахстану для реализации этих планов свои порты в Одессе, Херсоне, Ильичевске, Южном, – сказал Николай Селивон.

Свое предложение он обосновал тем, что именно порты на Черном море, принадлежащие Украине, могут принимать сухогрузные суда большего дедвейта.

Предложение украинского дипломата частично поддержал управляющий директор по коммерческим вопросам главной зерновой компании республики – АО НК «Продкорпорация» – Даулет Увашев.

– По логике развития внешних маршрутов доставки казахстанского зерна на мировые рынки, а речь идет о странах Северной Африки, сегодня больший перевес в выборе места покупки зернового терминала на Черном море за Украиной или Россией, чем за Грузией, – сказал представитель «Продкорпорации».

Действительно, Египет является одним из самых крупных импортеров пшеницы. Причем эта страна вывозит зерно из портов на своих кораблях объемом от 60 тысяч тонн. А такие судна на Черном море могут принимать только глубоководные порты Украины и России.

– Черноморский порт Поти в Грузии в состоянии принять суда объемом только от 10 до 20 тысяч тонн. Его можно использовать, если речь пойдет о поставках зерна на рынки Турции. Но в этом году эта страна собрала большой урожай (18,5 млн тонн. – Ред.) и может сама покрыть свои потребности, – отметил Даулет Увашев.

Но в то же время зерновик считает, что «все два варианта нуждаются в точном расчете».

На этой неделе вице-премьер Умирзак Шукеев, выступая на заседании депутатской группы «Онир» в сенате, обозначил выбор республики в этом вопросе.

– Прорабатывается возможность строительства или приобретения доли участия в зерновом терминале в одном из портов Черного либо Азовского морей на территории Российской Федерации, – сказал он.

Шукеев еще раз напомнил, что «отсутствие прямого выхода к морским портам выступает серьезным барьером на пути продвижения казахстанского зерна на мировые рынки». По его данным, только за счет транзитных тарифов каждая тонна зерна из Казахстана дорожает примерно на 50 долларов.

Он сообщил, что в рамках этих мер построены и расширяются мощности зерновых терминалов на Каспийском море – портах Актау (Казахстан), Баку (Азербайджан), Амирабад (Иран). По словам вице-премьера, Казахстан также изучает целесообразность строительства зернового терминала на паритетных условиях с иранскими партнерами в порту Имам Хомейни, с выходом в страны Персидского залива.

Если снова вернуться к теме покупки зернового терминала в порту Черного моря, то, похоже, она еще не закрыта. Некоторые специалисты напоминают, что Казахстану не следует забывать, что и Россия, и Украина сами являются крупнейшими экспортерами зерна и конкурентами Казахстана на мировом рынке.

Как сообщил «Литеру» посол Грузии Паата Каландадзе, сегодня вопрос о транзите через его страну тщательно прорабатывается в Тбилиси. Свои предложения грузинская сторона намерена изложить и обсудить во время предстоящего 8–9 апреля этого года рабочего визита премьер-министра Ники Гилаури в Астану.

– Несмотря на то что наш порт Поти на Черном море не может принимать сухогрузы большого дедвейта на данном этапе, это не должно помешать Казахстану иметь в качестве альтернативного и надежного пути Кавказский коридор, – отметил грузинский дипломат.

По мнению Каландадзе, политика диверсификации маршрутов, которой Казахстан придерживается в вопросе транспортировки своей нефти и газа, вполне приемлема и для зерна.

Но, как считают сами казахстанские зерновики, их товар пойдет туда, где будут выгодные для них условия. А это все решается, как известно, путем переговоров.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: