Причерноморское направление экспорта зерновых остается для Казахстана стратегически важным
Причерноморское направление экспорта зерновых в настоящее время остается для Казахстана стратегически важным. Несмотря на высокую конкуренцию на этом рынке со стороны России и Украины, Казахстану нужно закрепиться в Причерноморье, построив здесь собственные или в кооперации с заинтересованными партнерами перевалочные мощности. – сказал министр сельского хозяйства РК Ахылбек Куришбаев на встрече с общественностью и руководителями предприятий Северо-Казахстанской области, отвечая на вопрос корреспондента "Казах-ЗЕРНО".
Согласно прогнозам сельхоздепартамента США (USDA) относительно долгосрочных тенденций мирового рынка сельхозпродукции, в которых приведены сценарии развития ситуации в различных секторах агрорынка до 2019 года, в ближайшие годы в мире будет происходить дальнейшая интенсификация торговли пшеницей, а ее потребление, включая использование на фураж, будет увеличиваться.
Как отмечено в этом же прогнозе, в структуре мирового экспорта будет возрастать доля причерноморского зерна. К 2019 г. доля стран региона на рынке увеличится на 13% - 35%.
С учетом реализации новых инвестиционных проектов и низкой стоимости зерна, представленного на экспорт, Причерноморский регион выглядит наиболее привлекательно с точки зрения осуществления закупок, - отмечают аналитики.
По мнению А. Куришбаева, чтобы беспрепятственно возить зерно к Черному морю и сбывать его на мировом рынке, Казахстану необходим комплекс перевалочных терминалов емкостью около 200 тыс. тонн. В этом направлении отлажена инфраструктура, рынок потребляет зерно любых классов, а как известно, к казахстанскому зерну у мирового рынка претензий нет. Китайский же рынок, который Казахстан только начал осваивать, просит зерно с высоким содержанием клейковины – от 28% и выше. А его в Казахстане не так уж много.
Для нас очень важен также рынок Средней Азии и Ирана, - добавил министр Но в этом направлении много инфраструктурных и транспортных проблем, в практике - периодические запреты по прохождению грузов по сухопутному маршруту, а порт Актау работает на пределе своих возможностей. К тому же существует недостаток судов для перевозки. Кроме этого, здесь иногда случаются хорошие урожаи своего зерна.
Ввод в эксплуатацию новой международной железнодорожной линии Казахстан – Туркменистан – Иран решит многие проблемы по транспортировке зерна в южном направлении.
Отвечая на вопрос, в каких именно странах Причерноморья Казахстану выгодней создавать перевалочную базу для экспорта зерна, министр ответил, что с точки зрения логистики, Казахстану выгодней строить терминалы в российских или украинских портах.