Казахстан: Отменен конвенционный запрет по отгрузке зерна в Иран. Много ли надо зерновикам для счастья
В агентство «Казах-Зерно» поступила информация, что отменен конвенционный запрет по отгрузке зерна в Иран, продленный ранее на 10 дней до 16 января. Неофициальные источники, однако, сомневались в том, что экспортный путь на Иран откроется и считали, что экспортеров ждет продление запрета еще на десять дней, до 26 января.
Казахстанские экспортеры могут возобновить отгрузку ячменя и пшеницы в Иран. Как сообщало ранее «Казах-Зерно», на совещании «НК «КТЖ» в конце прошлого года в Астане под председательством Управляющего директора АО Альмагамбетова К.Е. была названа январская цифра предполагаемого экспорта зерновых - 722,1 тыс. тонн.
В декабре прошлого года одной из причин срыва планов по экспорту зерна стал конвенционный запрет транспортировки зерна в Иран. «Основная причина невыполнения плана - не предъявление груза к перевозке, действующее ограничение погрузки зерна на дороги России, Украины, Прибалтики и продление конвенционного запрета в Иран (через ТРК)», - сказано на совещании
Направление зернового экспорта в Иран через порт Актау может быть частично разгружен и договора поставок зерновых в Иран, в частности ячменя, который в своем объеме до 90% казахстанского происхождения могут быть выполнены.
Проблемы экспорта казахстанского зерна не смотря на трудности, понемногу решаются. Казахстан – единственный зерновой экспортер в мире не имеющий экспортного выхода в мировой океан. В направлении черноморских портов экспорт ограничен высокими транспортными издержками, на традиционном среднеазиатском рынке конвенционными запретами и высоким урожаем зерновых в странах-импортерах в 2009 году,
Еще одна хорошая новость. Как уже сообщалось, в условиях жесткой конкуренции Казахстан выводит свое зерно на египетский рынок. В текущем году Казахстан возобновит поставки зерна в Египет в объеме до 1,5 млн. тонн, - сообщил аграриям Казахстана председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» Асылжан Мамытбеков.
В целом, позиции казахстанских экспортеров зерна нестабильны и подвержены значительным колебаниям в зависимости от ценовой ситуации на мировом рынке. Одной из основных причин такого положения дел является географическая удаленность Казахстана от мировых рынков и отсутствие прямого доступа к морским портам, что требует диверсификации рынков сбыта, создания оптимальных транспортных маршрутов.
Разгрузить иранское направление, сделать торговые отношения между странами центральной Азии и Ираном может ввод в эксплуатацию международной железнодорожной магистрали Узень (Казахстан) - Гызылгая - Берекет - Этрек (Туркменистан) - Горган (Иран).
Напомним, что правительства Казахстана, Туркмении и Ирана приняли обязательства о единовременном завершении строительства и ввода железной дороги в эксплуатацию в декабре 2011 года. Общая протяженность этой железнодорожной линии составит 677 км, в том числе по территории Казахстан - 137 км, Туркмении - 470 км, Ирана - 70 км.