23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Надежды зернопереработчиков

25 декабря 2009 14:25

Уходящий год с рекордным урожаем пшеницы лишь усложнил положение сибирских зернопереработчиков, которые по-прежнему отрезаны от рынков сбыта железнодорожными тарифами. Впрочем, они не теряют надежды стать крупными российскими экспортерами муки и строят планы развития своих компаний. Об этом, подводя итоги 2009 года, рассказал исполнительный директор ОАО «ПАВА» АНДРЕЙ АНАНЬИН в интервью.

— Каким был уходящий год для сибирских зернопереработчиков?

— В текущем году, как и в последние несколько лет, наблюдалось сокращение мучного рынка за счет увеличения разнообразия потребительской корзины россиян. В ней становится больше овощей, фруктов, мяса, а хлеба и снековой продукции — заметно меньше. К тому же выросший с начала года экспорт отечественной муки уже в конце II квартала начал падать. Виной тому сложившееся соотношение курсов валют и более высокая стоимость российского зерна — в результате отечественная мука по цене проиграла украинской и казахской.

Негативные отраслевые тенденции особенно остро ощущались в Алтайском крае, который вырастил в 2009 году рекордный урожай (6 млн тонн), имеет значительные современные перерабатывающие мощности, но географически удален от основных потребителей мучной продукции. Для зернопереработчиков Алтая расширение рынков сбыта — самая «горящая» проблема. Главное препятствие в ее решении — высокие затраты на железнодорожные перевозки, что делает нашу продукцию неконкурентоспособной на европейских рынках, хотя алтайское зерно и мука считаются одними из лучших в стране по своим хлебопекарным качествам.

По-настоящему широкие возможности сбыта муки открывают для сибирских переработчиков страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной и Средней Азии, где нет условий для выращивания своего зерна, но есть устойчивый рост потребления мучной продукции. Открыть канал поставок туда возможно только при условии снижения железнодорожных тарифов на транспортировку зерна по стране и до пограничных станций, а также портов РФ. Действующий тариф — 70–95 долларов за тонну экспортированного зерна или продукции зернопереработки — на практике означает, что для сибирских предприятий, в отличие от Казахстана и Украины, эти рынки закрыты, а значит, у нас нет возможности загрузить в полном объеме имеющиеся мощности, избежать сокращения рабочих мест и обеспечить рост доходов бюджета.

Мы видим, что руководство Алтайского края и лично губернатор края Александр Карлин всемерно содействуют зернопереработчикам в решении тарифной проблемы. Государство сделало первый шаг нам навстречу: установлен тариф с понижающим коэффициентом 0,5 на транспортировку продукции от 1100 км. Но эти достижения были в большой мере «съедены» монополистом (ОАО «РЖД»), который компенсировал потери в тарифе, увеличив стоимость дополнительных услуг, оплачиваемых зернопереработчиками. В корне исправить ситуацию может установление железнодорожных тарифов на экспорт на уровне 20–25 долларов. Есть несколько способов сделать это. Как вариант — принять нормы, фиксирующие тариф на конкретном уровне, который позволил бы сибирским мукомолам свободно торговать на рынках Азии. Также эксперты рассматривают вариант введения тарифов с понижающим коэффициентом 0,5 на перевозку зерна и продуктов перемола начиная с нулевого километра.

Мы искренне надеемся, что политика поддержки отечественных производителей государством будет продолжена, особенно в свете грядущего вступления России в ВТО. Исходя из этих надежд мы и наши сибирские коллеги строим стратегии развития своих компаний.

— Какие антикризисные меры доказали свою эффективность в текущем году?

— Мне сложно говорить за всю отрасль. Во-первых, на примере нашего холдинга могу отметить, что экономический кризис стимулировал нас ускорить реорганизацию «ПАВЫ» с тем, чтобы повысить мобильность холдинга, прозрачность внутреннего учета. Структурные подразделения в Алтайском и Красноярском краях (Ребрихинский, Михайловский, Ачинский мелькомбинаты) были преобразованы в самостоятельные филиалы с большим объемом полномочий и ответственности перед клиентами, головной компанией и заинтересованностью в конечных результатах работы.

Во-вторых, мы привлекли внимание рынка, выйдя с новыми продуктами: овсяная мука, макаронная крупка, масло из зародышей пшеницы, новый вид пшеничной муки, которая может использоваться при производстве кормов для домашних животных. Все это позволило расширить круг клиентов.

В-третьих, расширилась география бизнес-контактов. В октябре состоялись переговоры с одной из крупнейших японских компаний. Делегация из 14 человек посетила наш Ребрихинский мелькомбинат с целью обсудить перспективы взаимодействия по вопросам экспорта и импорта алтайской продукции и возможности сотрудничества в инвестиционной деятельности. Напомним: наш холдинг находится на стадии реализации двух крупных проектов. Первый — «Русский аграрный дивизион» («РАД») — предполагает приобретение и культивацию сельскохозяйственных земель в России и создание крупного производителя сельскохозяйственного сырья (пшеницы, ячменя, ржи, подсолнечника, гречихи и гороха). Второй — «Грэинвест» — завод по глубокой комплексной переработке зерна пшеницы, предусматривающий реконструкцию действующих мощностей Ребрихинского мелькомбината. В переговорах с японскими партнерами принял участие начальник отдела развития инвестиционной деятельности Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Анатолий Нагорный. Он рассказал о планах государственной поддержки (налоговые льготы, компенсация процентной ставки по банковским кредитам, развитие инфраструктуры в Ребрихинском районе), которая будет оказана проекту по глубокой переработке пшеницы «Грэинвест».

Кроме того, в текущем году сразу семь предприятий холдинга получили аккредитацию Минсельхоза РФ на хранение зерна государственного интервенционного фонда. Все эти шаги позволили нам пройти кризисный год не выживая, а развиваясь.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: