Минсельхоз: Выступление Е.Б. Скрынник на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "Об обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации"
Доктрина формирует идеологическую основу и определяет приоритеты развития продовольственного рынка страны на долгосрочную перспективу и является эффективным инструментом реализации Стратегии национальной безопасности в части повышения качества жизни российских граждан и обеспечении экономического роста.
По оценке ФАО ООН, мы одной из первых стран разработали Доктрину продовольственной безопасности на основе ориентиров саммита Тысячелетия ООН, решений, принятых "Группой восьми" в Аквиле (Италия), а также рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Суть рекомендаций заключается в необходимости системного и комплексного подхода к повышению уровня обеспечения населения отдельных стран и мирового сообщества в целом безопасными и доступными продуктами питания.
Успешная реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК", Государственной программы и антикризисных мер Правительства Российской Федерации обеспечивают устойчивый рост объемов производства продукции сельского хозяйства.
В последние годы значительно увеличивается экспорт зерна, сокращается импорт мясных и молочных продуктов, но не достигнуты достаточные объемы производства по молоку, мясу и сахару.
В Доктрине установлены минимально допустимые уровни обеспечения населения страны продукцией отечественного производства.
Для их достижения требуется дифференцированный подход к поддержке и развитию различных отраслей в отечественном сельском хозяйстве:
Во-первых, по мясу, молоку, сахару реализуется комплекс мер, стимулирующих импортозамещение на внутреннем рынке;
Во-вторых, по зерну и растительному маслу — развивается экспорт и внутреннее потребление.
О мерах по импортозамещению на рынке мяса
Основными производителями мяса в мире являются — Китай 78 млн. тонн и США — 40 млн. тонн. Россия занимает 3-е место среди европейских стран, уступая Германии и Франции. В пересчете на душу населения производство мяса 44 кг, в мире в среднем — 40 кг.
По прогнозам Министерства в 2009 году личное потребление составит 9 млн. 140 тыс. тонн, внутреннее производство — 6 млн. 700 тыс. тонн.
В результате роста отрасли и принятия эффективных мер таможенно-тарифного регулирования импорт сократится на 30% и составит 25% (2 с половиной млн. тонн).
Тенденция к импортозамещению определяется опережающим развитием мясного животноводства в ряде регионов страны. В передовых субъектах объем производства существенно превышает внутреннее потребление: в Белгородской области в 4 раза, Липецкой области в 1,7 раза, Ленинградской области — в 1,4 раза. Это позволяет субъектам не только полностью обеспечивать внутренние потребности, но и замещать импорт в других регионах.
К 2012 году планируется рост производства на 25%, или на полтора млн. тонн в убойной массе. Этому будет способствовать реализация отраслевых программ развития животноводства, а также экономически значимых региональных программ. Важная роль отводится мерам таможенно-тарифного регулирования: согласовано последовательное снижении квот на импорт мяса в течение 3 лет.
В результате, Министерство прогнозирует сокращение импорта до 18% к 2012 году, т.е есть почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом. Показатель Доктрины по производству отечественного мяса (85%) будет практически полностью выполнен.
О ситуации на рынке молока
Производство молока в 2009 году прогнозируется в объеме 32 млн. 430 тыс. тонн. Это на 0,3% больше, чем в прошлом году. Потребление — 39 с половиной млн. тонн.
Молоком отечественного производства мы обеспечены на 83% при пороговом значении, предусмотренном Доктриной — 90%.
Задача по импортозамещению данного вида продукции, в том числе, из Белоруссии, будет проводиться за счет реализации комплекса мер:
— отраслевых программ по развитию молочного скотоводства и развитию пилотных семейных молочных ферм,
— экономически значимых региональных программ, направленных на стимулирование увеличения производства молока;
— Взвешенных мер таможенно-тарифного регулирования в части повышения ставки ввозных таможенных пошлин на молочную продукцию,
— Проведения интервенций по стерилизованному молоку, сливочному маслу и твердым сырам в 2010 году.
По оценкам Министерства к 2012 году это позволит увеличить объем производства до 33 млн. тонн и сократить объем импорта до 16,6%.
В успешных регионах производство существенно превышает потребление: в Республике Мордовия — в 1,8 раза, Алтайском крае и Вологодской области — в 1,7 раза. Фактически, происходит специализация регионов на молочном животноводстве. Именно на базе этих субъектов будет решаться задача импортозамещения на рынке.
О мерах по импортозамещению на рынке сахара
В результате реализации отраслевой программы "Развитие свеклосахарного подкомплекса до 2012 года", доля свекловичного сахара в общем объеме производства увеличится на 13% до 69%, при целевом показателе в Доктрине — 80%.
Программа предусматривает не только развитие сырьевой составляющей сахарного производства, но и строительство и модернизацию перерабатывающих мощностей, развитие семеноводства.
При этом важным инструментом регулирования сахарного рынка будут оставаться меры таможенно-тарифного регулирования, что позволит поддерживать рентабельность производства сахарной свеклы и увеличивать объемы переработки.
По развитию внутреннего производства и экспорта зерна
Эффективные меры государственной поддержки в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" и Госпрограммы позволили нам на 100% обеспечить внутренние потребности в зерне и выйти на качественно новый уровень его производства. Полностью выполняется показатель Доктрины — 95%.
Впервые за 100 лет российское зерно является стратегическим экспортным продуктом и позиционирует Россию на международной арене как одного из гарантов глобальной продовольственной безопасности.
Среднегодовые урожаи зерна приблизились к 100 млн. тонн, что позволяет экспортировать более 20. При сохранении положительной конъюнктуры мирового рынка в перспективе 10-15 лет экспорт может вырасти до 40 млн. тонн.
Министерством разрабатывается программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка.
Для поддержания баланса на зерновом рынке мы наращиваем объемы внутреннего потребления, в частности в животноводстве, что увеличит ежегодный спрос на 7-10 млн. тонн.
Таким образом, в сфере зернового производства усилия Министерства направлены, прежде всего, на стимулирование применения инновационных технологий, поддержку модернизации инфраструктуры, экспорт и развитие переработки.
Приоритетной задачей является обеспечение ценовой стабильности внутреннего рынка посредством проведения государственных закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций.
По производству картофеля
Отечественное производство картофеля обеспечивает внутреннюю потребность страны на 99% при пороговом значении доктрины в 95%.
О прогнозных балансах сырья и продовольствия
Задачи, поставленные в Доктрине, будут решаться комплексно и основываться на глубоком понимании тенденций спроса и предложения, структуры потребления, экономических аспектов производства по каждой группе сельскохозяйственной продукции.
В этих целях разработаны и согласованы с Минэкономразвития балансы ресурсов до 2012 года по мясу, молоку, сахару, зерну. Они позволяют на федеральном уровне прогнозировать объемы производства, структуру потребления, экспорт, импорт и разрабатывать меры поддержки отраслей агропромышленного комплекса с учетом их потенциала и возможностей сельхозтоваропроизводителей по наращиванию объемов производства.
Аналогичная работа проводится на региональном уровне и учитывает биоклиматический потенциал регионов и их роль в агропродовольственном рынке страны. Пороговые значения, установленные доктриной, являются ориентирами для регионов.
Взвешенный и сбалансированный подход к развитию производства сельскохозяйственной продукции способствует обеспечению населения качественными продуктами питания по справедливым ценам и решению задач импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Об информационном обеспечении Доктрины
В целях проведения мониторинга выполнения заданных в Доктрине показателей по производству сельскохозяйственной продукции Министерством разрабатывается система по информационному обеспечению продовольственного рынка.
Внедрение такой системы даст возможность повысить качество прогнозирования, оперативность регулирования, предоставить доступ всем участникам рынка к оперативной информации и повысить эффективность государственной поддержки отрасли.
Основные направления реализации Доктрины
Для выполнения задач, поставленных в Доктрине продовольственной безопасности, необходимо разработать:
1. Систему мониторинга состояния продовольственной безопасности;
2. План реализации Доктрины с необходимыми изменениями в Госпрограмме (до 2017 года);
3. Программу развития инфраструктуры и логистического обеспечения аграрного рынка;
4. Меры по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования, поддержки экспорта.
5. Комплексную программу участия России в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства и глобального портнерства;
6. Развитие системы социального питания;
И комплекс других мер.
В завершении хочу подчеркнуть, что Россия имеет возможность не только обеспечить собственную продовольственную безопасность, но и стать гарантом глобальной продовольственной безопасности.
Принятие Доктрины продовольственной безопасности — это необходимый и важный шаг на пути обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для населения страны, развития экспорта российской сельскохозяйственной продукции на мировой рынок с целью формирования системы глобальной продовольственной безопасности.