Минсельхоз призывает развивать экспорт зерна из Сибири в страны АТР
Экспортные поставки из Сибирского федерального округа (СФО) могут достигать 8 миллионов тонн зерна в год, в связи с чем необходимо развивать экспортное направление в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где ожидается рост потребления зерна, сообщил замминистра сельского хозяйства Сергей Королев.
"В последнее время устойчиво растет производство зерна в регионах Сибирского федерального округа, в 2009 году произведено около 20 миллионов тонн. Это существенно выше внутреннего спроса - около 12 миллионов тонн, то есть поставки на экспорт из СФО могут достигать 8 миллионов тонн", - сказал Королев во вторник на конференции "Зерновая логистическая инфраструктура: повышение конкурентоспособности российского зерна".
При этом он отметил, что реализация экспортного потенциала регионов Западной Сибири по традиционным каналам (порты Черного моря) имеет ряд существенных проблем и ограничений. В частности, дальнее расстояние перевозки, высокая конкуренция со стороны регионов Северного Кавказа и Центрального Черноземья, высокая загрузка самих портов Южного федерального округа за счет зерна, поставляемого из регионов юга и центра.
Именно поэтому, по словам Королева, долгосрочный интерес представляет экспорт в страны Азии, так как в них ожидается увеличение объемов потребления зерна. Наиболее перспективными являются поставки в Японию, Южную Корею, Китай, Индонезию.
В то же время замминистра подчеркнул, что при этом существуют инфраструктурные проблемы, такие как расстояние и отсутствие зерновых терминалов на Дальнем Востоке, что делает возможным экспортную перевалку зерна во Владивостоке только прямым способом из вагонов, что высокозатратно и снижает скорость этого процесса.
Для решения проблем и повышения конкурентоспособности сибирского зерна на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо предпринять ряд мер. По словам Королева, нужно снизить транспортную составляющую за счет формирования оборотной загрузки вагонов-зерновозов грузами, разрешенными к перевозке в данном типе подвижного состава. Также для экспортных перевозок зерна из регионов Западной Сибири в сторону портов необходимо ввести дополнительный понижающий коэффициент на инфраструктурную составляющую железнодорожного прейскуранта.
Королев подчеркнул, что реализация комплексных мер позволит РФ предложить оптимальное соотношение цены и качества зерна на дальневосточном направлении при условии, что стоимость фрахта будет существенно меньше по сравнению с предложениями традиционных поставщиков из стран Северной Америки и Австралии.
Королев отметил, что потенциал по экспорту из России пшеницы в Азиатско-Тихоокеанский регион оценивается в 3-4 миллиона тонн, а может быть и 5 миллионов. Таким образом, приоритетным направлением развития портовой инфраструктуры должны стать не только традиционные регионы бассейна Черного и Азовского морей, но и Дальний Восток.
"К 2015 году необходимо обеспечить транзит возрастающего экспортного потока в этих направлениях путем приоритетного строительства портовых мощностей и реконструкции существующих", - сказал замглавы Минсельхоза, добавив, что сегодня вполне реалистично выглядит план по развитию транзита зерна через российскую территорию из Казахстана и Китая.