Гендиректор ОАО «Владивостокский морской торговый порт»: «Для организации Дальневосточного зернового коридора необходимо отрегулировать тарифную политику на каждом участке доставки»
О перспективах экспорта российского зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и о готовности портовой инфраструктуры к работе с этим грузом ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) Вячеслав Перцев.
- В последнее время ВМТП все чаще заявляет о своих планах, касающихся перевалки экспортных зерновых грузов. По Вашему мнению, каковы перспективы экспорта российского зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и как обстоит ситуация с обработкой зерновых грузов в ВМТП в настоящее время?
- По нашим оценкам, потребность рынка зерна в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) составляет около 6 млн тонн в год. Из-за увеличения спроса на зерновые в Юго-Восточной Азии и при желании заместить часть потоков зерна таких традиционных экспортеров, как США, Канада, Австралия, интерес к российскому зерну проявляют крупнейшие в АТР зернотрейдеры.
Существующими сегодня мощностями ВМТП может переваливать порядка 1 млн тонн зерна по прямому варианту «вагон-судно». Строительство зернового терминала позволит увеличить мощности порта еще на 1,5 млн тонн. В настоящее время экспортные отправки зерновых через ВМТП незначительны.
- То есть, в настоящее время это достаточно перспективное направление не интересует экспортеров? В чем причина и можно ли изменить ситуацию?
- В существующих экономических условиях экспорт зерна через дальневосточные порты трейдеров не интересует. Сегодня при доставке зерновых грузов из Западной Сибири в ВМТП порядка 40% стоимости этого сервиса занимает транспортная составляющая.
В последнее время на самых разных уровнях власти поднимается тема организации так называемого Дальневосточного транспортного зернового коридора. Зачастую портовикам вменяется неготовность работать с зерновыми грузами. Но подобные претензии беспочвенны и этот факт должен быть понятен на примере ВМТП.
Для организации Дальневосточного зернового коридора необходимо отрегулировать тарифную политику на каждом участке доставки этого груза. В первую очередь это нужно сделать в части железнодорожных перевозок. До тех пор, пока это не произойдет, экспорт зерна через дальневосточные порты осуществляться не будет, поскольку это просто невыгодно.
- Не так давно «Владивостокский морской торговый порт» и «Группа компаний САХО» достигли определенной договоренности о совместной работе по вопросам экспорта российского зерна в АТР и строительстве специализированного зернового терминала во владивостокском порту. Расскажите, на каком этапе сейчас находится это сотрудничество?
- Между ВМТП и «Группой компаний САХО» достигнут ряд договоренностей, основная цель которых создание Дальневосточного зернового транспортного коридора через Владивостокский морской торговый порт, организация экспорта зерна и зерновых культур в страны АТР.
Группа САХО будет обеспечивать необходимый грузопоток через зерновой терминал, а ВМТП, в свою очередь, займется перевалкой этого груза. Выстраивать логистическую цепь поставки зерна из Сибири в страны АТР будем совместными усилиями. В настоящее время мы ведем предпроектные работы.
- Какова стоимость строительства зернового терминала и когда Вы рассчитываете реализовать проект?
- Ориентировочная стоимость проекта составляет 20 млн евро. Создание специализированного комплекса по перевалке зерновых и масленичных культур предусмотрено Стратегией развития ВМТП до 2015 года. Мы рассчитываем приступить к реализации проекта в течение ближайших двух лет. Примерно столько же может занять строительство - все будет зависеть от окончательного технического решения и выбранной технологии.