Конкурентоспособности алтайской муки на зарубежных рынках снижается из-за высоких цен, формирующихся под воздействием высоких тарифов на транспортировку
Перед алтайскими зернопереработчиками стоит проблема перепроизводства. Жители региона потребляют незначительную долю произведенной в крае муки даже при условии загрузки местных мелькомбинатов максимум на 70%. Поэтому задача «номер один» для зернопереработчиков Алтайского края поиск новых рынков сбыта. А с учетом того, что в России наибольшее, по сравнению с другими странами, сосредоточение мелькомбинатов на душу населения, как перспективные, прежде всего, рассматриваются зарубежные рынки.
Широкие возможности по объемам сбыта муки открывают страны с неблагоприятными климатическими условиями для выращивания зерна, государства с растущим населением и меняющейся культурой питания. Это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной и Средней Азии. На рынки этих государств стремятся зайти не только российские зернопереработчики, но и представители других стран-экспортеров.
В условиях высокой конкуренции только качественных преимуществ продуктов зернопереработки не достаточно. Рынок покупателя предъявляет высокие требования и к условиям договоров, и к качественным характеристикам, и, самое главное, к цене продукции. По последнему в перечне, но первому в значимости, критерию российские зернопереработчики проигрывают конкурентам из других стран-экспортеров.
Из-за высоких тарифов на транспортировку зерна и продукцию его переработки экспортные рынки оказались закрытыми для российских зернопереработчиков. Как следствие, внутренние цены на муку, зерно и продукты переработки снижаются, так как их предложение значительно превышают спрос.