ГП "Укрспецвагон" не видит своей вины в дефиците вагонов-зерновозов
Как сообщалось, в середине августа "Укрзализныця" обвинила своего конкурента — ГП "Укрспецвагон" — в неэффективном использовании парка зерновозов. "Крайне необходимый подвижной состав вместо того, чтоб перевозить зерно, передается частным коммерческим структурам и часто используется очень неэффективно",— отмечала тогда ж/д администрация.
В "Укрспецвагоне" считают обвинения железнодорожной администрации безосновательными, поскольку размер парка компании составляет лишь 1/16 (6,3%) от общего числа таких вагонов, эксплуатируемых "Укрзалізницею" (в его распоряжении 735 зерновозов против 11,5 тыс. "Укрзализныци"). Однако того факта, что компания не эксплуатирует парк самостоятельно, передавая его в аренду частным фирмам, в ГП не отрицают, сообщает Экономические Известия.
"Эти зерновозы мы отремонтировали, привели в надлежащее состояние за счет клиента, и теперь сдаем их по цене 150 грн./сутки (по тарифам железной дороги перевозка тонны зерна на 500 км стоит около $10). Это у нас самая высокая арендная ставка — например, минераловозы и цементовозы сегодня стоят вдвое дешевле",— рассказывает начальник отдела эксплуатации "Укрспецвагона" Александр Гуляев. По его мнению, такая схема является выгодной как для арендаторов, так и для госпредприятия. Для частников потому, что они платят фиксированную ставку вне зависимости от объемов и дальности перевозки, а также потому, что техническое состояние парка "Укрспецвагона" лучше, чем подвижного состава "Укрзализныци". "Укрспецвагон" же избавлен от проблемы обратной загрузки перевозочных мощностей. "Железная дорога по тарифу получает деньги только за пробег груженого вагона, а у нас получается, что и пустой стоит денег",— говорит господин Гуляев.
Эксперты соглашаются, что аренда может быть не самым эффективным способом распоряжения госимуществом. "Арендаторы редко заботятся о сохранении подвижного состава в надлежащем состоянии",— говорит руководитель аналитической группы "Менеджмент консалтинг групп" Дмитрий Подтуркин. По его мнению, во избежание перебоев с отгрузкой в периоды повышенного спроса, экспортеры должны заботиться о создании собственных вагонных парков: "Если зерновозы используются в их логистической цепочке, то это вполне целесообразно". Правда, замечает аналитик, наряду с этим стоит развивать инфраструктуру по хранению зерна, чтоб уйти от практики коротких сезонных всплесков перевозки этого груза.
Справка. Изначально ГП "Укрспецвагон" создавалось как дочернее предприятие "Укрзализныци". Ему на баланс был передан специализированный подвижной состав.
Однако позже компания получила лицензию на экспедиторскую деятельность и начала заниматься перевозками самостоятельно. Более того, в период острого дефицита вагонов, в 2008 г., "Укрспецвагону" разрешили переоформить несколько тысяч вагонов из инвентарного парка "Укрзализныци" в категорию своих собственных.