22 декабря 2024 г., Воскресенье
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Портовая инфраструктура заблокирована огромным количеством зерна

10 марта 2009 16:20

Концентрация российского зернового экспорта на отечественных мощностях обернулась проблемами - местная портовая инфраструктура оказалась заблокирована огромным количеством зерна
Отечественная портовая инфраструктура оказалась неспособной справиться с рекордным количеством экспортных зерновых грузов из России. ОАО <Российские железные дороги> (РЖД) было вынуждено заблокировать отгрузки в направлении <Новороссийского зернового терминала> до 5 марта, а затем продлить ограничение. По данным РЖД, погрузка зерна на сети железных дорог в феврале составила около 10 тыс. вагонов (350 вагонов в сутки), а среднесуточная выгрузка составила только 268 вагонов, из-за чего образовалась очередь (по состоянию на 4 марта простаивают 29 неразгруженных поездов с зерном). В то же время на складах в порту скопилось критическое количество зерна - более 111 тыс. т при лимите в 120 тыс. т.

Российский зерновой экспорт активизировался из-за благоприятной мировой рыночной конъюнктуры и курсовой разницы. Из более 100 млн. т зерновых, которые были собраны в России в этом сезоне, около 20 млн. т планируется направить на экспорт. <Отгрузить такое количество зерновых без помощи украинских мощностей практически невозможно или как минимум нерационально, с точки зрения стоимости логистики,- говорит Мария Колесник, эксперт консалтинговой компании "ААА".- Конечно, если речь идет о транспортировке, например, в Китай, то можно обойтись внутренней логистикой, но для азиатских стран и стран Африки транзит через Украину является наиболее выгодным>.

Как отмечают в украинских портах, объем российского зернового транзита - показатель нерегулярный, который варьируется в зависимости от интенсивности экспорта из страны. <Помимо сезонного фактора, на транзит влияют и другие условия. Проанализировать объемы трудно из-за бессистемности, поскольку к украинским портам российские компании обращаются по мере необходимости и загруженности собственных мощностей,- говорит начальник отдела развития и внешних связей Одесского морского торгового порта Михаил Шапошников.- Изначально они ориентированы на отечественные мощности, поскольку такая перевалка выгоднее. В украинские порты они шли по остаточному принципу, точно так же, как украинское зерно изначально идет через украинские мощности. Из 4,5 млн. т зерна, переваленных ОМТП в прошлом году, всего несколько тысяч тонн пришлись на российский транзитный груз>.

Кроме того, экспорт украинского зерна сейчас активен, что позволяет загрузить перевалочные мощности. <Замедления темпов экспорта украинского зерна не было даже в начале года>,- говорит Михаил Шапошников. Напомним, что в первые месяцы года объемы транзита российского зерна через украинские порты значительно сократились из-за снижения тарифов на перевозку зерновых грузов в Россию. По оперативным данным, грузопереработка (всех категорий грузов) в Одесском порту за январь-февраль 2009 г. уменьшилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.- до 4 млн. 616,4 тыс. т. Грузооборот ГП <Ильичевский морской торговый порт> в феврале 2009 г. составил 1,4 млн. т, что на 16% меньше аналогичного показателя за февраль 2008 г., когда перевалка грузов составила 1,67 млн. т.

<Можно предположить, что в дальнейшем объем транзита восстановится,- говорит Мария Колесник.- Российским портам просто не хватит мощности для обеспечения такого объема экспорта>. С другой стороны, нынешнее затоваривание может быть вызвано пока неслаженной работой всех звеньев экспортной инфраструктуры в условиях рекордного экспорта, и в дальнейшем механизм наладится. Напомним, что к временному запрету на отгрузку в направлении портов зачастую прибегает и <Укрзалізниця> - в частности, в текущем сезоне такие меры были введены несколько раз из-за накопления вагонов на подъездных путях.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: