Водочники начали выдыхаться. Производство всероссийских брендов падает быстрее, чем региональных
Согласно данным Росстата, в январе спиртовыми и ликероводочными заводами было произведено 2,6 млн дал этилового ректификованного спирта (на 27,1% меньше, чем в январе 2008 года) и 5,6 млн дал ликероводочных изделий (ЛВИ; сокращение на 20,1%). В большей степени производство просело у крупнейших компаний. Например, ЗАО "Урожай" (производственная площадка ГК "Парламент") сократило выпуск на 28%, завод "Русского стандарта" в Санкт-Петербурге произвел всего 32% от уровня января 2008 года, а входящий в тройку сильнейших производителей по итогам 2008 года "Омсквинпром" (водка "Пять озер") — всего 27,2% (см. таблицу).
Январские показатели традиционно слабые: оптовики стараются закупить максимальные партии в конце года по старым ценам, объясняет заместитель председателя правление Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Но в этот раз не на руку производителям сыграл еще и кризис ликвидности: розничные сети с осени 2008 года увеличили отсрочку платежей за уже отгруженный оптовиками товар до 60-90 дней, оптовики не смогли вовремя расплатиться с производителями и закупить у них новые партии, поэтому самим производителям пришлось сократить выпуск продукции, так как на уплату акциза с каждой произведенной партии отводится только 45 дней. В итоге, по данным Росстата, в октябре снижение производства по водочной отрасли в сравнении с октябрем 2007 года превысило 15%, в ноябре — уже 19,4%, в декабре — 21,1%. Невозможность получить кредиты на пополнение оборотных средств (в том числе и необходимых на погашение задолженности по акцизам) привела к полугодичной остановке подмосковного завода "ОСТ-Алко" (в декабре возобновил работу) и банкротству ЗАО "Веда".
То, что производство в целом по отрасли упало меньше, чем у большинства крупнейших компаний, господин Добров объясняет тем, что из-за кризиса в регионах покупатели уже начали переключаться с дорогих, раскрученных федеральных брендов на более доступные региональные. Например, если производство ОАО "Алвиз" (входит в холдинг "Синергия") в Архангельске упало на 57%, то у находящегося там же ЛВЗ "Устьянский" выросло на 34%. Заместитель гендиректора ГК "Веска" (владеет "Устьянским") Маргарита Волянская подтвердила, что в Северо-Восточном регионе возрос спрос на дешевую водку "Пшеничная" (85-90 руб. за 0,5 л) и другие региональные бренды группы. При этом, по ее словам, ужесточив коммерческие условия для оптовиков, федеральные компании сами отдали региональные рынки местным производителям. PR-директор ГК "Русский алкоголь" (водка "Зеленая марка") Александр Коровка подтвердил, что в его компании "кассовая дисциплина на самом высоком уровне: малейшая задержка в оплате товара означает для оптовика переход на предоплату при заказе следующей партии".
"Кризис внесет коррективы, и рост рынка замедлится, но лидеры сохранят свои позиции",— оптимистичен председатель правления холдинга "Синергия" Александр Мечетин. Остановку производства завода "Традиции качества", одного из ключевых производств холдинга, он объясняет необходимостью установить и наладить новую производственную линию мощностью 12 тыс. бутылок в час. Падение производства на некоторых своих заводах (57% — на "Алвизе", 54% — на "Уралалко", 9% — на ЛВЗ "Хабаровский") его не пугает: оно компенсировалось ростом на других площадках группы (Мариинский ЛВЗ и др.). По данным компании, совокупные отгрузки "Синергии" в январе увеличились на 10%. На столько же в компании планируют увеличить продажи по итогам 2009 года (рост в 2008 году — 17%). "То, что компания смогла одновременно сократить производство и увеличить отгрузки, означает, что к концу 2008 года у нее скопились значительные складские остатки, что также говорит о кризисных явлениях в отрасли, и наверстать упущенный объем в течение года уже не удастся",— рассуждает глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Скопление товарных остатков к концу 2008 года уже привело к "плановой" остановке с начала 2009 года одного из крупнейших производителей алкоголя в России — ООО "Алкогольные заводы "Гросс"" (экс-"Кристалл" в Ульяновске). PR-директор компании Василий Дмитриев пообещал, что завод заработает в первом квартале, но точную дату назвать затруднился.