Экспертный совет при ФАС России подготовил предложения по развитию рынка грузовых железнодорожных перевозок
Экспертный совет по железнодорожному транспорту при Федеральной антимонопольной службе /ФАС/ России на очередном заседании подготовил предложения по развитию рынка грузовых железнодорожных перевозок, сообщила пресс-служба ФАС.
Экспертный совет по железнодорожному транспорту при ФАС образован в целях рассмотрения вопросов развития антимонопольного законодательства в сфере железнодорожного транспорта и подготовки предложений по антимонопольному регулированию в сфере железнодорожного транспорта.
Основным в повестке заседания был вопрос "О развитии инфраструктуры рынка в сфере грузовых железнодорожных перевозок". Обсуждались следующие темы: концепция инфраструктуры рынка в сфере грузовых железнодорожных перевозок; принципы сегментации работ/услуг в сфере грузовых железнодорожных перевозок по отнесению работ/услуг к конкурентному монопольному и временно монопольному сегментам; правовое обеспечение функционирования рынков в сфере грузовых железнодорожных перевозок.
Участники экспертного совета отметили, что опыт проведения структурной реформы железнодорожного транспорта в 2001-2008 гг показал необходимость усиления внимания к развитию инфраструктуры рынка в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом. А как показал анализ текущей ситуации в сфере железнодорожных перевозок в условиях кризиса, этот вопрос становится еще более актуальным и направлен, в том числе на повышение устойчивости экономики.
Под инфраструктурой рынка понимается система взаимоувязанной системы правил рынка, системы договорных отношений и институтов рынка. Правила рынка включают совокупность нормативно-правовых, нормативно-технических и иных /методических, корпоративных/ актов, определяющих существенные условия /правовые, технические, организационные, тарифные/ взаимодействия участников рынка /организаций железнодорожного транспорта/ между собой, а также с пользователями услуг.
Система договорных отношений включает совокупность коммерческих договоров, в том числе касающихся публичных договоров в отношении базовых услуг, а также условий технологического взаимодействия между участниками транспортного процесса.
Институты рынка представляют собой совокупность организаций, на которые в порядке, установленном законодательством РФ, возложено решение задач по согласованию законных интересов взаимодействующих между собой организаций железнодорожного транспорта и пользователей услуг, включая коммерческие, технические и управленческие аспекты их отношений.
В части развития институтов рынка ключевую роль играет создание организации с участием всех основных категорий организаций железнодорожного транспорта, а также основных государственных регуляторов, включая Минтранса и ФАС России, которая обеспечивала гибкие условия взаимодействия на рынках в сфере железнодорожного транспорта, на равноправной основе обеспечивала защиту интересов всех его участников. Обсуждались различные варианты формирования такой организации, в том числе по аналогии с советом рынка в электроэнергетике, в виде наблюдательного совета при подразделениях коммерческой работы РЖД (RZHD), при правительственной или межведомственной комиссии.
Для формирования правил рынка ключевую роль играет определение состава услуг в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом и связанных с ними услуг, их точная сегментация по однородным сегментам, а также по сферам государственного регулирования /сфера естественной монополии и сфера конкурентного рынка/. Этот вопрос имеет важное значение для принятия решений в сфере государственного регулирования цен /тарифов/, для обеспечения контроля недискриминационного доступа на рынки в сфере железнодорожных перевозок и оказания соответствующих услуг, как на переходном этапе, так и в рамках целевой моде ли рынка.
Экспертный совет наметил план своей работы на первое и на второе полугодие 2009 г. Предполагается, что совет в течение первого полугодия регулярно и детально будет рассматривать все аспекты формирования инфраструктуры рынка в сфере железнодорожных перевозок с привлечением заинтересованных лиц. Кроме того, будет рассмотрен ряд актуальных проблем, включая вопрос о развитии конкуренции в сфере железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов; вопросы снятия административных и иных барьеров входа на рынок и создания препятствий деятельности участникам рынка; вопросы создания равных условий взаимодействия организаций общего и необщего пользования и др.