РЖД и ПГК накажут за Русагротранс
О том, что ФАС начала проверку рынка экспедиторских услуг при железнодорожных перевозках зерна, "Коммерсанту" рассказал один из участников рынка. В запросах в ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и Российский зерновой союз (РЗС) заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин просит предоставить статистику по перевозкам зерна с разбивкой по экспедиторам. В письме на имя председателя РЗС Аркадия Злочевского ФАС также просит предоставить "оценку влияния на ценообразование на рынке" ОАО РЖД и экспедиторской компании "ЛП Транс".
Служба проводит расследование ценообразования на рынке железнодорожных перевозок зерна по поручению правительства, выданному на одном из совещаний у первого вице-премьера Виктора Зубкова, а также по обращениям участников рынка.
С июля 2008г ЦФТО согласовывал перевозку зерна на экспорт только одному экспедитору — ООО "ЛП Транс", отказывая другим грузоотправителям в предоставлении инвентарного парка, ссылаясь на "отсутствие технических возможностей". По статистике перевозок РЖД, предоставленной "Коммерсанту" одним из зернотрейдеров, в июле доля перевозок компании "ЛП Транс" в экспортных отправках зерна составляла 43% (161,9 тыс. тонн), в августе — 70% (666,4 тыс. тонн), в сентябре — 86% (860,3 тыс. тонн), в октябре — 90% (более 1 млн тонн). По словам участников рынка, стоимость услуг "ЛП Транса" составляет от $10 до $40 за тонну перевозимого зерна, что существенно превышает обычную экспедиторскую наценку (2-3% от стоимости груза).
В РЖД и "ЛП Трансе" согласованные действия отрицают. Но в начале декабря принадлежащая "ЛП Трансу" компания "Рустранском" и "дочка" РЖД — ПГК — объявили о создании СП "Русагротранс". Оно получит в управление все 7997 зерновозов, переданных РЖД в собственность ПГК. ФАС одобрила создание "Русагротранса" 20 ноября.
О проблеме с зерновозами знают в правительстве и Минтрансе, поручение разобраться в ситуации содержится в протоколе совещания у Виктора Зубкова 6 ноября. 2 декабря Минтранс выступил с предложениями о повышении прозрачности управления грузовым движением на железной дороге, в том числе "путем установления порядка планирования перевозки грузов, исключающего возможность в одностороннем порядке изменять принадлежность заявляемого к перевозке подвижного состава". РЖД выразили резкое несогласие.
Участники рынка и отраслевые эксперты отмечают, что "Русагротранс" неизбежно станет монополистом на рынке зерновозов. По данным "Русагротранса", весь российский парк зерновозов насчитывает более 32 тыс. зерновозов, однако часть из них использовалась под перевозку химии и глинозема, что уже ни при каких условиях не позволяет перевозить в них зерно. Точного количества "захимиченных" зерновозов в РЖД не сообщают, не знают его и в "ЛП Трансе". По данным ГВЦ ОАО РЖД на 4 ноября, весь рабочий парк зерновозов составляет около 22 тыс. единиц, из них примерно 6 тыс. — в резерве. Таким образом, из 16 тыс. рабочего парка зерновозов у "Русагротранса" может оказаться более половины.
InfraNews: Если в ФАС попадут объективные данные о ситуации на рынке, она сможет наложить оборотные штрафы на РЖД и ПГК, а также выдать предписание, ограничивающее работу "Русагротранса". Ну и собственно необходим серьезный прецедент, который мог показать РЖД, что вольницу пора заканчивать и начинать работать на государство. А то совсем от рук отбились.