Боязливые зернотрейдеры и зернопроизводители проиграют рынок
Незаметно и как бы открыто происходит процесс монополизации зерноторговли в России. Под эгидой РЖД. Кто поручил? Кивают наверх - на самые высокие кабинеты. Прверить невозможно - у меня нет мобильных обитателей Кремля и Белого дома.
Характерный пример - зерновики уже подняли лапки и будут видимо молчать до полного подчинения обстоятельствам!
В интервью "Эксперту" президент Зернового союза Аркадий Злочевский на вопрос "Еще одна острая проблема на рынке связана с логистикой и транспортировкой грузов. Как вы относитесь к недавно образованной компании «Русагротранс», которая будет специализироваться на железнодорожных перевозках зерна? Экспортеры говорят, что компания будет полностью контролировать эти перевозки" - отвечает:
Проблема не в экспедиторах. Экспедиторы — это определенный сервис, который в любом случае кто-то на рынке будет предоставлять. Не будет этих, будут другие. Какая разница кто. Другой вопрос, что есть целый институт, грубо говоря, тарифного регулирования, который находится в руках Федеральной службы по тарифам, то есть правительства. Зачастую там вообще нет понимания процессов, которые происходят в экономике за счет изменения тарифной политики. Вот главная проблема. Привожу вам пример того, что сделала ФСТ. Мы бились, бились, добились скидки в 50 процентов на перевозки из Сибири и Дальнего Востока на расстояния свыше тысячи ста километров. Скидка была установлена и на дальневосточные порты. Там 30 портов, и нет никакой инфраструктуры, ни одного элеватора для перевалки сыпучих грузов. Наша цель была повысить ликвидность Сибирского региона, увеличить вывоз оттуда зерна. Мы говорили ФСТ: понятно, что мы сейчас быстро ничего не вывезем. Но это ориентир, сигнал. Дайте бизнесу сигнал для того, чтобы там появилась перевалочная инфраструктура. Потому что в условиях убыточной экономики и экспорта она на дальневосточном направлении вообще никогда не появится. Сейчас на этом направлении перевозок ноль. Главный вопрос, который нам задавали: а из чего компенсировать выпадающие доходы РЖД? Мы говорили: за счет дополнительного объема перевозок, ведь мы открываем новое направление, которого никогда не было. Мы говорили, что, как только будет построен терминал, мы вам в первый же год гарантируем перевозку 300 тысяч тонн зерна как минимум. А вообще планируемый экспорт на этом направлении — полтора-два миллиона тонн в ближайшие пять лет. Установили, доказали — все хорошо. Что сделала ФСТ? С 1 января текущего года отменила эту скидку. Это в самый разгар наших переговоров о строительстве терминала с японскими торговыми домами. Ну это нормально? Нам сказали, что правительство не может одной рукой пошлины устанавливать на экспорт, а другой — льготы. Но какая же это льгота? Это открытие нового направления, выгодного всем. У нас в экономике все следуют своим узкоотраслевым интересам, и никто не рассматривает проблемы с позиции общего дела. Нам необходимо создать в стране инструментарий для выработки консолидированных решений, прежде всего на стыке отраслевых интересов.
InfraNews: Очень здраво и системно. Только одно забывает главный лобист отрасли - о ценах и людях. Даже не о тех, кто потеряет отбираемые $10-20 с тонны, а о тех, кто в результате этих процессов - разорится и кто не получит дешевого хлеба, при дешевом зерне, дешевеющем ГСМ и снижающихся зарплатах. Просто о гражданах России, которые как всегда станут пострадавшими от молчаливого согласия зерновиков с планомерной атакой структур, обощенно именуемых "Русагротранс".
Молчат все. На небольшом мероприятии в Новороссийске, недавно, находясь в легком подпитии, представитель "Русагротранс" сообщил при всех трейдерах и зерновиках, что уже через год они будут не только единственным экспедитором на системе РЖД, но и на зерновых терминалах Краснодарского края.
Мало того, крупнейшие трейдеры уже получили ненавязчивое предложение занятся совместными продажами на экспорт.
Все молодцы - и те кто молчат и те кто действуют!