Порт Туапсе. Угольные страдания
Конвенция на отгрузку угля в направлении порта Туапсе еще действует. 22 августа была решена только проблема отгрузки зерна, а вот основная – угольная – компонента до сих пор актуальна. Как сообщили сегодня в ОАО «РЖД», 600 неразгруженных вагонов с экспортным углем еще стоят в Туапсе.
За прошедшие сутки совместными усилиями части приступивших к работе портовиков Туапсе и машинистов локомотивных бригад Северо-Кавказской железной дороги выгружено более 184 вагонов, скопившихся на подъездных путях. В общей сложности за период приостановки работы докерами порта на путях скопилось более 900 вагонов, основную часть которых составляли вагоны с углем; более 1500 вагонов простаивало на сети железных дорог направлением на Туапсе. Напомним, что появление железнодорожного затора было спровоцировано конфликтом руководства ОАО «Туапсинский морской торговый порт» и докеров, которые требовали немедленной выплаты задолженности по заработной плате.
(Вообще в ситуации с портом Туапсе уже должна срабатывать сила привычки. Докеры ТМТП регулярно ссорятся с работодателями. В прошлом году забастовка началась 4 ноября. При этом на подходах к порту простаивало порядка 1,8 тыс. железнодорожных вагонов с углем и зерном).
Конвенционное запрещение на отгрузку угля было введено в силу 14 августа. Тогда на подходах к порту стоят 12 составов с углем, три состава с черными металлами и состав с зерном, как сообщило ОАО «РЖД». В целом же по сети в адрес порта простаивало более 1500 вагонов, подавляющее большинство из которых – с углем. Практически сразу после начала забастовки на СКЖД была командирована рабочая группа, в которую вошли специалисты соответствующих департаментов ОАО «РЖД». В компании отмечают, что переговоры рабочей группы специалистов способствовали частичному разрешению проблемы с простоем вагонов в порту.
Хотя докеры, работающие в туапсинском порту, формально прекратили забастовку, погрузка идет ни шатко ни валко. Притом что дневная норма выгрузки вагонов составляет 300 вагонов, сейчас она балансирует лишь на уровне 140. Соответственно, при тех же темпах работы оставшийся подвижной состав будет освобожден через 4–5 дней.
Надо сказать, что туапсинская эпопея угольщикам сейчас совершенно некстати. Угледобывающие предприятия за последние полгода и так столкнулись с рядом проблем, завязанных в основном на одной причине – дефиците парка подвижного состава. За 6 месяцев 2008 года только в Кузбассе было добыто 90,3 млн тонн сырья, а это на 0,9 млн тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в июне появлялась информация о том, что угольные предприятия Кузбасса недополучили более 23 тыс. вагонов, а остатки угля на складах с 8 млн тонн на начало месяца выросли до 9,5 млн тонн.
По данным ЦФТО ОАО «РЖД», за первое полугодие 2008 года было введено в действие 404 конвенционных запрещения, в том числе в адрес припортовых станций – 145, во внутреннем сообщении – 135, в направлении погранпереходов – 122.
При этом, по данным АС ЭТРАН, потери погрузки железных дорог России за 6 месяцев составляют 3,1 млн тонн. Потери провозных платежей – 2,2 млрд рублей, в том числе по припортовым станциям – 1,3 млрд.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года финансовые потери от конвенционных запрещений сократились на 200 млн руб (8,3%).
Что касается убытков, которые несет ОАО «РЖД» с начала туапсинской конвенции, то они исчисляются уже десятками миллионов рублей. Эти потери компания намерена вернуть через суд.