Россия. Трейдеры теряют зерно по железной дороге. По незакрытым экспортным контрактам убытки экспортеров составят минимум $10 млн.
6 февраля 2008 08:35
Российские зерновики подсчитали возможные убытки от введения 40-процентной заградительной пошлины на экспорт зерна: с 29 января, после ее введения, им остается вывезти по экспортным контрактам еще 1 млн тонн -- неисполнение этих контрактов грозит штрафом в $20 млн, а исполнение с помощью казахстанского зерна все равно обернется убытками в $10 на тонну. Российский зерновой союз (РЗС) винит в убытках трейдеров поборы железнодорожников -- об этом РЗС написал президенту РЖД Владимиру Якунину. "В настоящее время в России действует запретительная пошлина на экспорт зерна. С целью сохранения своей доли на мировом рынке российские экспортеры вынуждены везти на экспорт зерно, произведенное в Республике Казахстан",-- говорится в письме президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского Владимиру Якунину, главе ОАО "Российские железные дороги". Но железнодорожники ограничивают трейдеров в выборе экспедиторских компаний при перевозке казахстанского зерна, что увеличивает расходы зерновиков, добавляет РЗС. Как пояснил вице-президент Зернового союза Александр Корбут, согласованный Центром фирменного транспортного обслуживания (ФЦТО -- структура ОАО РЖД) план по перевозкам (описывает количество и сроки подачи вагонов-зерновозов, а также пути их прохождения по территории РФ) на данный момент имеют только две экспедиторские компании -- ООО "ЛП Транс" и ООО "Техностранс". "Пользуясь своим эксклюзивным правом на сопровождение зерна из Казахстана, эти структуры просят за свои услуги 60% от стоимости железнодорожного тарифа",-- рассказывает глава компании "Агромаркет-Трейд" Марк Федотов. По его словам, стоимость услуг остальных экспедиторов не превышает 0,5-1% от величины тарифа. С учетом тарифной составляющей убыток экспортеров на тонне зерна составляет $10, подсчитал трейдер.
В пресс-службе РЖД от официальных комментариев отказались. Представитель пресс-службы, попросивший на него не ссылаться, уточнил, что "на сегодняшний день около 100 экспедиторов обладают правом на сопровождение транзитных грузов по территории России". По его словам, компания РЖД получила заявки от еще семи экспедиторов помимо ООО "ЛП Транс" и ООО "Техностранс" на направление из Казахстана в российские порты -- после получения подтверждения от портов эти экспедиторы получат согласованные планы.
Гендиректор ООО "ЛП-Транс" Денис Сергеев заявил "Ъ", что размер оплаты экспедиторских услуг является коммерческой тайной. Информацию о ставке 60% он отказался подтвердить или опровергнуть.
Представители крупнейших экспортеров зерна -- компаний МЗК, "Бунге-СНГ", "Валары" -- официально не комментируют поборы железнодорожников.
Россия входит в пятерку крупнейших мировых экспортеров зерна наряду с США, Канадой, Австралией и Украиной: объем российского экспорта за июль--декабрь 2007 года составил 11,5 млн тонн (за аналогичный период 2006 года -- 7,7 млн тонн).
Всего с июля 2007 года по 29 января 2008 года российские трейдеры экспортировали 12,6 млн тонн зерна. С 29 января вступило в силу постановление правительства N934 "О внесении изменения в постановление правительства РФ от 10 октября 2007 года N660 в отношении утверждения ставки вывозной таможенной пошлины на пшеницу и меслин", согласно которому размер экспортной пошлины на зерно увеличен до 40% (не менее ?105 за тонну). Пошлина является фактически запретительной, поскольку цена российского зерна становится на $100 выше мировой. "Введение запретительной пошлины было ожидаемым шагом со стороны правительства, которое таким образом пытается сдержать рост цен на внутреннем рынке",-- поясняет гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
В этих условиях выполнять экспортные контракты российские зерновики могут только за счет вывоза зерна из сопредельных республик, в частности Казахстана. По оценкам республиканского минсельхоза, в этом году общий объем экспортного потенциала Казахстана составляет 6 млн тонн зерна. По данным Зернового союза, общий объем неисполненных контрактов российскими трейдерами составляет 1 млн тонн. Их неисполнение грозит разрывом контракта и штрафом $20 на тонну, говорят в РЗС. Но транзит зерна из Казахстана позволяет сократить убытки всего на $10 на тонну, подчеркивает господин Федотов. Совокупный убыток, по его подсчетам, от вывоза 900 тыс. тонн зерна в месяц (такова максимальная месячная норма экспорта российских портов) может составит $10-15 млн (включая плату за простой судна и т. п.).