Россия. На заседании Правления ФСТ России 04 декабря 2007г. были рассмотрены вопросы тарификации грузовых железнодорожных перевозок
6 декабря 2007 07:28
При рассмотрении указанных вопросов был проведён анализ влияния тарифных условий, установленных на 2007 на финансовые - экономические показатели работы ОАО "РЖД" и пользователей транспортных услуг. Грузооборот за 9 месяцев 2007 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 7,6%, объём перевозок на 4,5%. Динамика роста грузооборота в целом соответствует динамике роста промышленного производства. Индекс промышленного производства за 9 месяцев 2007 года составил 6,6%. Доходы от перевозок грузов увеличились на 15,3%. Данный рост доходов в целом соответствует росту тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 2007 год в среднем на 8,0% и росту грузооборота на 7,6%. Расходы от перевозок за 9 месяцев 2007 года увеличились на 15,3%, при этом себестоимость перевозок выросла на 7,1%, что ниже уровня инфляции (ИПЦ) – 8,2%. Одним из положительных факторов повлиявшим на динамику издержек является постоянная работа, проводимая компанией по их оптимизации. За 9 месяцев 2007 года за счет применения ресурсосберегающих технологий экономический эффект составил 2,6 млрд.руб. Размер чистой прибыли ОАО "РЖД" за 9 месяцев 2007 года увеличился на 45%. Значительное улучшение финансового результата работы ОАО "РЖД" за 9 месяцев 2007 года связано, прежде всего, с ростом грузооборота. За 9 месяцев 2007 года компанией освоено 141 млрд.руб. капитальных вложений, что составляет 53,9% от общего объема финансирования по программе капитальных вложений на 2007 год. При этом необходимо отметить, что компанией на 2007 год исходя из существенного улучшения ожидаемого финансового результата деятельности принята корректировка инвестиционного бюджета на сумму 52,5 млрд.руб. При этом необходимо отметить, что данные показатели работы субъекта достигнуты в том числе в результате эффективности принятых на 2007 год решений в области тарифного регулирования, как с точки зрения уровня и модели индексации тарифов, так и проведения гибкой тарифной политики. Необходимо отметить, что при установлении условий тарификации грузовых железнодорожных перевозок на 2007 год особое внимание было уделено обеспечению соответствия тарифных решений целям и задачам структурной реформы, в том числе обеспечению развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок за счёт создания равновыгодных условий работы подвижного состава различной принадлежности при перевозках грузов по инфраструктуре ОАО "РЖД". Так, в результате доля перевозок в собственных вагонах за 9 месяцев 2007 года составила 35,3% по отношению к 32,9% за аналогичный период 2006 года, при этом для грузов, перевозимых в полувагонах (в отношении которых в 2007 году было принято решение о дифференцированной индексации тарифов на перевозки в вагонах различной принадлежности) это изменение составило : -для угля – с 18% до 21,3%; - для чёрных металлов – с 25,5% до 28,8%. 1. Об индексации тарифов, плат и сборов на грузовые железнодорожные перевозки. Основной задачей государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий является проведение сбалансированной тарифной политики, обеспечивающей с одной стороны, снижение негативного влияния роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на темпы экономического роста (с учетом целевых параметров инфляции) и, с другой стороны – установление тарифов (цен), обеспечивающих эффективную работу (оказание услуг) субъектов естественных монополий. В целях реализации данной задачи, Правительством Российской Федерации (протокол заседания от 19 апреля 2007 г. № 15) одобрены, представленные Минэкономразвития России основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и основные параметры прогноза на период до 2010 года, в котором определены параметры повышения цен на продукцию естественных монополий на период до 2010 года, в том числе, предусматривающие в 2008 году предельный рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в среднем в размере 11,0%. Финансовый план ОАО "РЖД" на 2008 год, одобренный Правительством Российской Федерации (протокол от 15 ноября 2006 г. № 44) разработан с учетом вышеуказанных параметров увеличения тарифов на железнодорожные перевозки. В рамках реализации одной из основных задач, требующих решения в рамках государственного тарифного регулирования, является сокращение перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте, в том числе за счет сближения уровня тарифов, действующих в различных видах сообщения. Эта задача с 2005 года реализуется ФСТ России совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти путем проведения дифференцированной индексации ставок второго и третьего разделов Прейскуранта № 10-01. Проведение дифференцированной индексации тарифов, помимо оказываемого положительного влияния на сохранение баланса функционирования транспортной системы России, полностью отвечает целям и задачам проводимой ФСТ России, Минэкономразвития России, Минтрансом России и ОАО "РЖД" работы по унификации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, в частности, унификации 2 раздела и 3 раздела Прейскуранта №10-01, в связи с предстоящим присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Учитывая вышеизложенное, Правление ФСТ России приняло решение о проведении с 1 января 2008 года дифференцированной индексации тарифов, плат и сборов на перевозки грузов железнодорожным транспортом, предусмотрев: - сохранение действующего уровня тарифов, плат и сборов при перевозках грузов, осуществляемых в соответствии с разделом 3 Прейскуранта №10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (далее – Прейскурант), кроме тарифов, плат и сборов, расчет за которые в соответствии с правилами раздела 3 Прейскуранта № 10-01 осуществляется по правилам и ставкам р.2 Прейскуранта № 10-01 (п.3.1.18, 3.2.5.5., 3.2.10.5., 3.2.12, 3.2.13.1., 3.2.15.3.,.3.2.15.4. 3.2.15.5 в части платы за накатку и выкатку вагонов на паромной переправе Ванино-Холмск); - установление индекса к ставкам тарифов, плат и сборов раздела 2 Прейскуранта № 10-01 (за исключением тарифов на перевозки грузов в контейнерах) в размере 14,8%; - установление индекса в размере 11% на перевозку грузов в контейнерах в связи с унификацией тарифов на перевозку грузов в контейнерах; - установление индекса в размере 11% к действующим ставкам платы за пользование вагонами и контейнерами, и размерам уменьшения действующих тарифов, установленных "Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство №2), утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации № 35/12 от 19 июня 2002 года; - установление индекса в размере 11% к действующим ставкам сборов, установленных "Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" (Тарифное руководство №3), утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации № 35/15 от 19 июня 2002 года; 2. Об унификации тарифов на перевозку грузов. Одним из наиболее важных направлений государственной политики в области тарифного регулирования железнодорожного транспорта, определенным Правительством Российской Федерации, является унификация тарифов на перевозки грузов в различных видах сообщения. Это направление государственного тарифного регулирования полностью отвечает целям и задачам работы, проводимой ФСТ России, Минэкономразвития России, Минтрансом России и ОАО "РЖД" по унификации второго и третьего разделов Прейскуранта №10-01"Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (далее – Прейскурант № 10-01), в связи с предстоящим присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Вместе с тем, необходимо отметить, что, несмотря на принятый вариант поэтапного сближения уровней тарифов раздела 2 и раздела 3 Прейскуранта №10-01 при сохранении действия обоих разделов на период до 2008 года включительно, ФСТ России рассматривает предложения по унификации тарифов на перевозки грузов в отдельных сегментах рынка (на отдельные грузы, направления перевозок и прочее). При этом, целесообразность унификации тарифов в данном случае определяется на базе анализа соотношения реально сложившихся величин тарифов по направлениям перевозок и видам сообщения (в том числе с учетом действия исключительных тарифов), с учетом оценки влияния данного решения на финансово-экономические показатели работы соответствующих отраслей экономики Российской Федерации, конкурентоспособности продукции этих отраслей на внутреннем и международных рынках, а также на финансово-экономические показатели работы ОАО "РЖД". 3. Об установлении исключительных тарифов на перевозку зерна и продуктов перемола. Во исполнение пункта 4 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 08.10.2007г. №ВЗ-П9-6пр, в целях стабилизации ситуации на рынке зерна и продукции зернопереработки Российской Федерации, а также в целях обеспечения поставок продукции зернопереработки в регионы, удаленные от регионов производства, ФСТ России приняло решение об установлении на 2008 год исключительного тарифа в виде понижающего коэффициента 0,5 к тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 за расстояние перевозки, превышающее 1100 км на перевозку зерна (поз. 011-018 ЕТСНГ) и продукции мукомольно-крупяной промышленности (поз. 501-504 ЕТСНГ) железнодорожным транспортом во внутригосударственном сообщении со/на станций(ии) Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в вагонах общего парка, собственных (арендованных) вагонах и на возврат собственных (арендованных) вагонов в порожнем состоянии при осуществлении таких перевозок. 4. Об установлении исключительных тарифов на перевозку других видов продовольствия и скоропортящихся грузов. Учитывая необходимость снижения темпов роста цен на продовольственные товары, а также обеспечения загрузки российского рефрижераторного подвижного состава, Федеральная служба по тарифам приняла решение об установлении на 2008 год следующих исключительных тарифов: - коэффициента 0,5 к действующим тарифам Прейскуранта № 10-01 на перевозки скоропортящихся грузов (позиции ЕТСНГ 041-043, 051-054, 581- 584) из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии и Казахстана в российском рефрижераторном подвижном составе и в рефрижераторном подвижном составе железных дорог государств отправления груза, при условии освобождения Российских железных дорог от платы за пользование рефрижераторным подвижным составом железных дорог государств отправления груза. - коэффициента 0,8 к действующим тарифам Прейскуранта № 10-01 на перевозку свежих овощей, бахчевых культур, сухофруктов, консервированной плодово-овощной продукции (позиции ЕТСНГ 041-043, 051-054, 581- 584) из Узбекистана в крытых вагонах. - коэффициента 0,85 на перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторном подвижном составе принадлежности ОАО "РЖД", следующим с поддержанием температурного режима по РЖД через пограничные передаточные станции Российской Федерации со странами Балтии (Литва, Латвия, Эстония); - системы понижающих коэффициентов к тарифам на перевозку рыбы с Сахалинской железной дороги в изотермическом подвижном составе общего парка. При этом необходимо отметить, что в 2008 году продолжают действовать установленные приказом ФСТ России от 23 октября 2007 года № 266-т/4 исключительные тарифные условия на перевозки скоропортящихся грузов в универсальном и изотермическом подвижном составе обеспечивающие повышение конкурентоспособности использования изотермического подвижного состава для перевозок скоропортящихся грузов, за счёт приблизительного выравнивания тарифов в пересчёте на 1 т груза при перевозке скоропортящихся грузов в различных типах собственных (арендованных) вагонов на одинаковое расстояние, что, в свою очередь обеспечит повышения инвестиционной привлекательности вложений в обновление изотермического подвижного состава. 5. Об установлении исключительных тарифов на экспортные перевозки удобрений. В целях привлечения дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт, а также повышения конкурентоспособности минеральных удобрений российских производителей, удаленных от мировых рынках сбыта, на перевозки минеральных удобрений со станций Западно-Сибирской ж.д. традиционно действуют исключительные тарифы в виде спецставок. ФСТ России приняло решение о продолжении проводимой в 2006-2007 годах, в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры, тарифной политики, в отношении индексации исключительных тарифов. В результате Правление ФСТ России приняло решение об установлении на 2008 год : - новых исключительных тарифов на перевозки минеральных удобрений со станций Западно-Сибирской ж.д. на экспорт через пограничные передаточные станции Российской Федерации Соловей и Суземка, уровень котрых определён с учётом дефицита в цене продукции. - спецставок на перевозки карбамида на экспорт через пограничные передаточные станции Посинь и Скангали (уровень тарифа предлагается установить на уровне спецставок при аналогичных перевозках через станции Соловей и Суземка , а рост тарифов при этом составит 36,3 %). - спецставок на перевозку сульфата аммония через пограничные передаточные станции Посинь, Скангали и аммиачной селитры через пограничные передаточные станции Посинь, Скангали, Красное, при индексации их на размер средней индексации 2008 года – 11 % (с учетом сохранения тарифов на этих направлениях для экспортеров с других железных дорог). - спецставок на перевозку аммиачной селитры через пограничные передаточные станции Хасан, Гродеково, Махалино, при индексации их на размер средней индексации 2008 года – 11 %. - сохранить систему понижающих коэффициентов на перевозку сульфата аммония и аммиачной селитры в адрес припортовых станций в формате, действующем в 2007 году. При этом, учитывая индексацию тарифов раздела 2 Прейскуранта № 10-01 в 2008 году, размер тарифа будет превышать уровень 2007 года на 14,8 %. Предлагаемые исключительные тарифы позволят обеспечить конкурентоспособность минеральных удобрений российских производителей, удаленных от мировых рынков сбыта данных видов продукции при росте тарифов в пределах индексации тарифов Прейскуранта № 10-01, а также позволят компенсировать затраты ОАО "РЖД" на организацию таких перевозок. Кроме того, в целях привлечения дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт, повышения конкурентоспособности хлористого калия российского производства на мировых рынках, а также оптимизации загрузки российской транспортной системы (загрузки Транссибирской магистрали и мощностей по перевалки минеральных удобрений в порту Восточный), ФСТ России приняла решение о сохранение уровня тарифа на перевозку хлористого калия со станций Свердловской ж.д. через Дальневосточные порты на уровне 2007 года, путём установления понижающего коэффициента к тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 в размере 0,78 на перевозку хлористого калия со станций Свердловской ж.д. на экспорт через порты Дальнего Востока в вагонах общего парка, собственных (арендованных) вагонах, а также на возврат порожних вагонов, после осуществления данных перевозок. Это решение позволит повысить конкурентоспособность данного направления по сравнению с альтернативными маршрутами экспорта удобрений через порты Северо-Запада, стран Балтии и Украины. Учитывая положительную конъюнктуру международного рынка хлористого калия (возросший спрос на данный вид продукции и положительную динамику цен) ФСТ России принято решение обеспечить в 2008 году сближение уровня тарифов в направлении российских портов Дальнего Востока и восточных погранпереходов Российской Федерации за счет повышения тарифов, действующих в направлении пограничных передаточных станций на расстоянии свыше 5000 км ( в порожнем рейсе свыше 4501 км) в размере, соответствующем среднему параметру индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, т.е. на 11%. При принятии данного предложения, уровень транспортных затрат при перевозках хлористого калия в направлении пограничных передаточных станций Российской Федерации в целом при существующей структуре перевозок составит не более 7% , что ниже среднего параметра индексации тарифов, установленных Правительством Российской Федерации на 2008 год. При этом изменение коэффициентов таблицы 36 в отношении перевозок через восточные пограничные переходы Российской Федерации на указанных дальностях не коснется тарифов на перевозки других минеральных удобрений, так как другие виды удобрений на данном направлении на дальности, превышающей 5000 км перевозятся по исключительным тарифным условиям, установленным в виде специальных ставок. 6. Об установлении исключительных тарифов на перевозки сырья для производства минеральных удобрений. Исключительный тарифы на перевозку сырья для производства минеральных удобрений в адрес российских предприятий-производителей минеральных удобрений действуют с 2001 года с целью поддержки российских сельхозтоваропроизводителей и недопущения снижения плодородия почв путём обеспечения проведения агротехнических мероприятий. Вместе с тем, на основании анализа данных 2007 года, отмечено, что экспортные перевозки минеральных удобрений предприятий – производителей минеральных удобрений, сырье в адрес которых поставляется по исключительным тарифным условиям, превысили внутренние в 3,9 раз и составили 10,3 млн. тонн, что на 10,1 % выше перевозок за 5 месяцев 2006 года. В этих условиях, железнодорожный тариф на перевозку сырья для производства минеральных удобрений не является основным фактором, влияющим на стоимость готовой продукции для российских сельхозтоваропроизводителей. В то же время, ввиду значительного единовременного роста тарифа на перевозку сырья для производства минеральных удобрений при отмене действующих исключительных тарифов, в целях обеспечения предприятиям-производителям минеральных удобрений плавную адаптацию к новым условиям поставок сырья и снижение негативного влияния роста транспортных затрат на перевозку сырья для производства минеральных удобрений, ФСТ России приняло решение о поэтапном (в течение 2008 - 2009 годов) снижении размера скидки на действующие тарифы на перевозку сырья для производства минеральных удобрений в адрес российских предприятий-производителей минеральных удобрений (аммиак, серный колчедан, кислота серная, олеум и сырье горно-химическое) со станций российских железных дорог, в том числе с припортовых станций, в адрес предприятий производителей минеральных удобрений. Учитывая вышеизложенное, ФСТ России приняло решение установить на 2008 год исключительные тарифы на перевозку сырья для производства минеральных удобрений в адрес предприятий-производителей минеральных удобрений (в соответствии с перечнем предприятий, определяемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации), в следующих размерах: 0,65 для аммиака безводного сжиженного (поз.488161 ЕТСНГ); 0,65 для аммиака жидкого безводного (поз.488049 ЕТСНГ); 0,88 для серного колчедана (поз.152006 ЕТСНГ); 0,57 для серной кислоты (поз. 481232 ЕТСНГ); 0,58 для олеума (поз. 481247 ЕТСНГ); 0,83 для сырья горно-химического для производства минеральных удобрений при перевозке на расстояние свыше 2500 км. на срок с 01.01.2009 по 30.06.2009 г. в размере: 0,83 для аммиака безводного сжиженного (поз.488161 ЕТСНГ); 0,83 для аммиака жидкого безводного (поз.488049 ЕТСНГ); 0,94 для серного колчедана (поз.152006 ЕТСНГ); 0,79 для серной кислоты (поз. 481232 ЕТСНГ); 0,80 для олеума (поз. 481247 ЕТСНГ); 0,92 для сырья горно-химического для производства минеральных удобрений (поз. 431 ЕТСНГ) при перевозке на расстояние свыше 2500 км. С 01.07.2009 перевозки сырья для производства минеральных удобрений будут производится по полным ставкам Прейскуранта № 10-01. В целом, по мнению ФСТ России комплекс принятых решений обеспечивает баланс интересов пользователей транспортных услуг и ОАО "РЖД".