Cтатья о интернет-бирже "Зерно Он-Лайн" в экономическом журнале "Wall Street Juornal"
28 сентября 2000 00:00
Межкорпоративная зерновая биржа поможет российским фермерам идти в ногу со временем
Гай Чейзан
Что приходит в голову, когда думаешь о российском сельском хозяйстве? Скудные урожаи, ломающиеся трактора, пьющие крестьяне... У большинства фермеров нет даже современной сантехники, что уж говорить о компьютерах.
Однако может случиться так, что сельское хозяйство выйдет на передний край российского мини-интернет бума. Недавно появившаяся сетевая зерновая биржа может стать одним из самых интересных проектов в области межкорпоративной электронной торговли. И в этом секторе уже началась конкуренция.
Биржа была создана в апреле и уже привлекла 319 участников. Ежемесячный объем торгов составляет примерно $1,5 млн. “Российский рынок зерна - это $8 млрд в год. Мы планируем, что через нас будет проходить 20% объема товаров”, - утверждает менеджер “Зерна Он-Лайн” Александр Хейфец.
Для этого придется потрудиться. В 145-миллионной России всего около 4 млн пользователей сети, и российские крестьяне вряд ли в ближайшее время откроют для себя чудеса интернета. Во многих отношениях торговля зерном в стране находится на средневековом уровне, где царят бартер и наличный расчет. Зачастую покупатель не хочет платить за зерно, пока не посмотрит на него, не понюхает и не потрогает собственными руками. Отсюда очень далеко до торговли с помощью щелканья кнопкой мыши.
Но Хейфеца, ранее занимавшегося торговлей ценными бумагами, это не смущает. С его точки зрения, Интернет обладает огромным потенциалом в стране, где даже нет обычной общенациональной зерновой биржи. Торги на московской зерновой бирже, как и на остальных региональных площадках, проводятся лишь раз в месяц.
Один из клиентов “Зерна Он-Лайн”, торговец зерном Юрий Войчишин считает, что у этого подхода есть свои положительные стороны: “Впервые появилась возможность сравнивать цены различных компаний со всех концов страны, не связываясь с каждой из них по телефону. Это делает рынок более прозрачным”.
Сетевая инициатива впечатлила не всех. “На самом деле, это всего лишь доска объявлений, - заявил Илья Ковтун из нидерландской торговой компании Nidera Handelcompagnie BV. - Мы попытались однажды что-нибудь купить, но продавец потребовал предоплату наличными, и сделка сорвалась”.
Действительно, “Зерну Он-Лайн” еще далеко до настоящей электронной торговой площадки. В настоящее время покупатели и продавцы могут найти друг друга через этот сайт, но чтобы обсудить детали сделки, им приходится встречаться лично.
Однако, по словам Хейфеца, к концу года будет установлена электронная система, позволяющая подписывать контракты непосредственно в сети - если парламент одобрит законопроект об электронной подписи. Кроме того, он хочет предложить весь спектр услуг по материально-техническому обеспечению. “Мы сможем не только давать компаниям возможность покупать зерно, но будем хранить его, грузить и транспортировать”, - подчеркнул он.
Даже скептики соглашаются с тем, что Интернет может стать для России дорогой в будущее после того, как будут преодолены первые препятствия. В настоящее время торговля ведется через тысячи посредников, которые покупают продукцию по бросовым ценам у бедных и беспомощных колхозников и перепродают ее пекарням и пищевым комбинатам с большой наценкой. Интернет мог бы способствовать их исчезновению.
Идея оказалась настолько перспективной, что нашлись желающие ее копировать. В августе правительство Орловской области - этот регион является одним из главных поставщиков зерна - совместно с компанией “Русские фонды”, совладельцем российского интернет холдинга “Рамблер”, приступило к реализации проекта МТС (Межрегиональная торговая система) “Зерно”. В настоящее время у МТС “Зерно” 150 зарегистрированных пользователей.
В России межкорпоративная электронная торговля сейчас в моде. Начата реализация крупных проектов не только в сельском хозяйстве, но и в нефтяном, газовом и металлургическом секторах. Аналитики считают, что такой вид бизнеса подходит для России, где сырья много . По оценке инвестиционного банка Brunswick UBS Warburg, в 1999 г. доходы российской межкорпоративной электронной торговли достигли $30 млн, в основном за счет продажи интернет-технологий и офисного оборудования. Банк предполагает, что к 2003 г. эта цифра вырастет до $4,3 млрд - это рост намного более быстрый, чем в электронной коммерции в целом.
Однако некоторые трейдеры не уверены, что электронная коммерция сможет привиться в традиционно консервативном российском сельскохозяйственном секторе. Многие контракты по пищевым продуктам строятся на основе закрытых, личных отношений между покупателем и продавцов - это один из немногих способов повысить уровень доверия в системе, где официальное соглашение зачастую стоит не больше, чем бумага, на которой оно подписано. Пока, судя по всему, доверие в сети - товар такой же редкий, как и вне ее.
“Было несколько случаев, когда некто предлагал через сеть партию зерна на продажу, а потом выяснялось, что он торгует воздухом, - рассказывает Андрей Морев из ООО “Интергрейн”, одного из зарегистрированных участников торгов на “Зерно-Онлайн”. - Нет никаких доказательств того, что у него действительно есть зерно”. По словам Морева, “Интергрейн” зарегистрировался на сетевой бирже в апреле и с тех пор совершил через нее три сделки.
Другие обозреватели считают, что российское сельское хозяйство со времени развала Советского Союза находится в хаосе, и пока слишком рано думать о подобных высокотехнологических торгах. В прежние времена государство покупало и продавало всю сельскохозяйственную продукцию по фиксированным ценам и даже говорило крестьянам, что и когда выращивать. Государство отказалось от монополии, но пока на ее месте ничего внятного не появилось.
Вместо этого российский рынок остается крайне раздробленным и очень часто становится заложником административных распоряжений. Скудный урожай 1999 г. и низкие прибыли вынудили 17 регионов запретить экспорт зерновых в соседние области. Позднее президент Путин начал атаку на губернаторов, незаконно создающих барьеры для свободной торговли. Однако, по мнению аналитиков, губернаторы по-прежнему заставляют фермеров продавать свою продукцию по искусственно заниженным ценам.
“Без действующего рынка создать сетевую биржу невозможно, а такого рынка у нас нет”, - заявил Александр Ивлев, вице-президент Российского зернового союза, ассоциации профессиональных трейдеров и производителей пищевых продуктов.
По словам представителей МТС “Зерно” проблему доверия компания решает с помощью тринадцати “уполномоченных” элеваторов, находящихся в южной части России. МТС утверждает, что на всех этих элеваторах проводятся аудиторские проверки и контроль качества.
“Мы гарантируем высокое качество всего зерна, хранящегося на этих элеваторах, и поэтому можем брать на себя часть рисков, сопутствующих сетевым сделкам”, - подчеркнул главный аналитик МТС “Зерно” Андрей Чернышев.
“Зерно-Онлайн” собирается пойти дальше: компания планирует сотрудничать более чем с сотней элеваторов с перспективой покупки контрольных пакетов их акций. Биржа уже управляет акциями двух элеваторов, в Ростове и Воронеже.
Несмотря на то, что зачастую участники рынка зерна скептически относятся к потенциалу Интернета, многие соглашаются, что он мог бы сыграть большую роль в придании большей прозрачности этому славящемуся своей таинственностью рынку.
“В настоящее время цены могут меняться очень сильно, потому что фермеры страдают от информационного голода, - говорит Юрий Гнатовский, аналитик компании “ОГО”, занимающейся торговлей и переработкой зерновых. - Интернет - один из самых лучших способов этот голод удовлетворить ”.