Казахстанское зерно станет дешевле на мировых рынках. На минувшей неделе Нурсултан Назарбаев выступил с необычной инициативой – он лично попросил российского коллегу Владимира Путина снизить транзитные тарифы для зерна из Казахстана. Дело в том, что казахстанское зерно находит своих покупателей далеко от павлодарских, акмолинских и костанайских полей. Законный повод для гордости и дополнительная статья расходов – прежде чем пшеница попадет к заказчикам, ей придется преодолеть тысячи километров по железной дороге и в трюмах сухогрузов. В результате конечная цена продукта вырастает едва ли не в два раза Президент России обещал рассмотреть этот вопрос в самое ближайшее время. К слову, это уже не первое «зерновое обращение» официальных лиц республики в российские государственные учреждения. В конце прошлого года министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов направил письма на имя министра транспорта России и президента «Российских железных дорог». В нем он указал, что существующие тарифы тормозят расширение экспорта казахстанской сельхозпродукции. Ранее в соседнем государстве действовали льготные условия для транзитной перевозки зерна – скидка в двадцать процентов. Но затем по каким-то причинам руководство российских железных дорог отказалось от этой практики. Как следствие в прошлом году, по данным минсельхоза, отгрузка зерна за рубеж снизилась на шестьдесят процентов. Если руководство российской железной дороги согласится применить понижающие коэффициенты к соответствующим товарам из Казахстана, то, по словам казахстанского министра, увеличение грузопотока через территорию России будет выгодно обеим сторонам. Но есть и трудность – Аскар Мырзахметов попросил диверсифицировать тарифы в зависимости от направления транзита – ввести тридцатипятипроцентную скидку для балтийского и двадцатипроцентную – для черноморского направления. Впрочем, в прошлогоднем экспортном кризисе «виноваты» не только новые ставки на транзит, но хороший урожай в России и на Украине. – Казахстанское зерно отличается высоким качеством, на уровне знаменитых канадских сортов. Содержание протеина в нашей пшенице составляет тринадцать с половиной процента. Это очень высокий показатель. В этом отношении наша продукция вполне конкурентноспособна, – говорит вице-президент Зернового союза Казахстана Амангали Рамазанов. – И предлагаемая нами цена, в общем-то, приемлема для покупателей. Но, чтобы удержаться на этом рынке, казахстанским экспортерам приходится несколько занижать отпускные цены. Соответственно снижается и выручка от продаж. Снижение тарифов дало бы, по мнению Амангали Рамазанова, казахстанским экспортерам решающее преимущество. – Скажем, если здесь, на месте, тонна зерна идет навскидку по восемьдесят – девяносто долларов, то в порту она стоит уже сто тридцать – сто сорок долларов. Это еще без учета перевалки. Тариф, конечно, не основная, но очень существенная составляющая для наших производителей. На взгляд экспертов в области сельского хозяйства договоренность между Казахстаном и Украиной была достигнута своевременно, так как в прошлом транзит отечественного зерна во многом зависел от наших конкурентов на этом рынке. Например, в прошлом году произошла неприятная история, которая характеризует соседей по СНГ не с лучшей стороны. Некоторые российские источники упорно утверждали, что власти Украины намеренно тормозят транзит казахстанского зерна. Министерство транспорта Украины категорически отрицало подобные заявления и отказывалось подтвердить, что украинские морские порты блокируют транзит казахстанской пшеницы якобы из-за большой очереди транспортных средств и отсутствия дополнительных резервов. Казахстанские специалисты-аграрии затруднились констатировать факт «злой воли» со стороны Украины, но в один голос отметили некоторые проблемы при транспортировке груза через территорию стран-конкурентов. В любом случае Украина, да и другие государства, стремящиеся занять нишу на продовольственном рынке, едва ли заинтересованы в беспрепятственном доступе казахстанского продукта к зарубежным покупателям. У них для этого есть веские основания. В частности, западные покупатели довольно осторожно относятся к качеству украинской продовольственной пшеницы, указывая в контрактах довольно жесткие требования к отрасли. Несмотря на слухи о том, что экспортированное из Украины фуражное зерно перепродается на Западе как продовольственное, известен случай возврата зарубежными покупателями судна с украинской продовольственной пшеницей именно в связи с несоответствием ее качества их требованиям. Уже довольно давно в международной торговле продовольственным зерном был введен новый показатель качества – индекс W, который должен быть не ниже 130 единиц. Пока далеко не каждая компания на Украине имеет возможность его определять, поэтому те фирмы, которые торгуют продовольственной пшеницей (3 и 4 классов) на экспорт, сейчас делают это на свой страх и риск. Или останавливают внутренние закупки и экспорт. Не лишним будет уточнить, что, по мнению экспертов, довольно сильную конкуренцию украинской продовольственной пшенице и по качеству, и по ценам составляет зерно из России и Казахстана. Так что договоренность на самом высшем уровне существенно повысит шансы наших стран, уже традиционно славящихся как добросовестные поставщики зерна противостоять гримасам рынка и конкурентам.