Россия. Административная реформа не оправдывает себя
5 октября 2005 09:18
В Кремле признали, что административная реформа не оправдывает себя. Владимир Путин упразднил Россельхоз – федеральное агентство, созданное в рамках трехзвенной модели «министерство-служба-агентство». Посредством этой схемы власти намеревались покончить с произволом бюрократии. Президент России Владимир Путин внес изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти. Со вторника упразднено Федеральное агентство по сельскому хозяйству (Россельхоз), находившееся в ведении Министерства сельского хозяйства. Агентство было создано указом президента весной 2004 года в рамках административной реформы. Теперь в рамках той же реформы Россельхоз упразднили. Как сказано в указе Путина, агентство выполняло функции по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях. Как заявил руководитель аппарата правительства России и куратор административной реформы Сергей Нарышкин, упразднение Россельхоза связано с тем, что управлять агентству стало практически нечем – ранее правительство приняло решение о передаче большинства сельхозпредприятий на региональный уровень. «Летом и осенью в рамках комиссии по административной реформе мы оптимизировали сеть федеральных государственных унитарных предприятий, а именно через них федеральные агентства оказывают услуги, – отметил Нарышкин. – Большую часть предприятий блока сельского хозяйства целесообразно передать на региональный уровень, причем решение было утверждено ранее на заседании кабинета министров». При этом часть ФГУПов, остающихся на федеральном уровне, перейдут в ведение Минсельхоза. Работники Россельхоза также перейдут в министерство. Тем самым, фактически, уместнее говорить не о ликвидации, а об объединении министерства и федерального агентства. Объединение означает, что все функции федерального агентства, в частности по сертификации зерна, переходят в ведомство министерства. Эту обязанность Россельхоз получил совсем недавно. Ранее сертификацией зерна занималась Госхлебиспекция, но и она была упразднена в 2004 году. На короткое время оказалось, что контролем за качеством зерна никто не занимается. Потом эти функции перешли к государственному центру. Летом 2005 года правительство России одобрило проект постановления о передаче Россельхозу и Россельхознадзору функций упраздненной Росхлебинспекции по контролю за качеством зерна, комбикормов и компонентов для их производства. Фактически новое законодательство должно было вступить в силу с 1 ноября, но не успело – Россельхоза не стало. «Мониторинг качества пшеницы и ржи необходим, поскольку сертификат обязательно нужен при внешней торговле, его требует таможня, – заявил «Газете.Ru» источник на рынке, пожелавший остаться анонимным. – Поэтому нас в первую очередь волнует то, кому отойдут функции по контролю за пшеницей». Особое внимание Сергей Нарышкин обратил на то, что упразднение одного федерального агентства никак не противоречит принципам административной реформы. Такого же мнения придерживается и премьер-министр Михаил Фрадков. «Такими решениями мы не подвергаем сомнению основную линию, взятую на совершенствование системы органов управления и разграничение полномочий», – сказал премьер-министр. Фрадков также обратил внимание на то, что данная корректива «продиктована жизнью и необходимостью повысить эффективность управления экономикой». Тем не менее эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что упразднение службы если и не противоречит административной реформе, то ее серьезно корректирует. «Трехчастная схема министерство-служба-агентство – очень красивая. Но получилось, что в каких-то конкретных областях эта система работает, а в каких-то нет, потому что часть агентств была искусственно выделена из министерств. Они должны создаваться только там, где нужны, – считает заместитель руководителя Центра политических технологий Алексей Макаркин. – В области сельского хозяйства выделение Россельхоза носило механистический характер, его упразднение означает корректировку реформы. Кроме того, подобное решение создает достаточно важный прецедент – возможно сокращение федеральных агентств в еще нескольких министерствах». Новая административная система оказалась во многом нежизнеспособна как раз из-за того, что службы, которые формально подчиняются профильным министерствам (занимающимся разработкой стратегии и тактики), должны их контролировать – то есть критиковать собственных руководителей за то, как они управляют. Чтобы хоть как-то смягчить конфликт интересов, пришлось в срочном порядке корректировать реформу, отдав в соподчинение премьеру несколько служб, в том числе подчиняющиеся Минэкономразвития антимонопольную, госстатистики и службу по тарифам, а также Федеральное агентство по атомной энергии (ее курирует Минпромэнерго), но проблемы подобного характера есть в любом министерстве.