Ведущие эксперты обсудили потенциал наращивания аграрного экспорта в Индию
4 апреля 2024 года Федеральный центр «Агроэкспорт» представил Концепцию повышения конкурентоспособности российского АПК на рынке Индии, разработанную совместно со Strategy Partners, отраслевым и экспертным сообществом. В онлайн-конференции приняли участие более 160 человек – руководители отраслевых союзов и компаний-экспортеров, логистических, финансовых и консалтинговых организаций как с российской, так и индийской стороны.
Участники обсудили перспективы развития поставок масложировой, зернобобовой, готовой продукции на индийский рынок, эффективные стратегии продаж, логистические особенности, а также поделились практическим опытом развития экспорта в самую населенную страну мира.
Как отметил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов, за последние 3 года российский экспорт продукции АПК в Индию увеличился в 3,5 раза и превысил 1 млрд долл. Основные товарные позиции – подсолнечное и соевое масло, чечевица, горох. «В ходе работы над Концепцией мы рассматривали все продуктовые группы и определили наиболее перспективные для увеличения поставок в Индию. Считаем, что их совокупный потенциал к 2030 году может составить более 2 млрд долл., что в 2 раза превышает объем экспорта 2023 года. А в случае срабатывания целого ряда благоприятных факторов, в том числе изменения цен на базовые продукты на мировом рынке, увеличения доли присутствия по масложировой продукции, снятия тарифных барьеров, эти цифры могут быть существенно выше», – подчеркнул Краснов.
ЕАЭС в настоящее время активизирует переговоры с Индией об облегчении взаимного доступа продукции. «Первый раунд переговоров был запланирован на март 2020 года, однако был перенесен на более поздний срок в связи с пандемией COVID-19. Сейчас заново ведется работа по переходу к фазе активных переговоров. На сегодняшний день есть ряд барьеров и ограничений, которые через сложный процесс переговоров мы должны снять», – рассказал директор департамента агропромышленной политики ЕЭК Армен Арутюнян. Он призвал бизнес уже сейчас, не дожидаясь результатов переговоров, налаживать контакты с индийскими партнерами, изучать специфику рынка и искать те ниши, в которых можно расширять взаимодействие.
Расходы на продовольствие в Индии практически удвоятся к 2030 году благодаря увеличению объемов потребления, появлению новых категорий в ретейле и премиализации спроса, озвучил прогноз партнер Strategy Partners Владимир Шафоростов. По большинству товарных категорий Индия себя полностью обеспечивает, и в ближайшие годы, как ожидается, такая ситуация сохранится. «Однако эксперты прогнозируют, что на протяжении еще нескольких десятков лет будет оставаться существенный дефицит по таким продуктам, как пищевые масла, зернобобовая группа, различные злаки с высоким содержанием белка и питательных веществ, а также в части молочной продукции», – обратил внимание Шафоростов.
Среди продукции масложировой отрасли наибольшими перспективами на индийском рынке обладают подсолнечное и соевое масло. В Концепции проанализирован потенциал увеличения российских поставок и определена наиболее эффективная модель присутствия. По словам руководителя проектов Strategy Partners Марка Бойчука, рынок растительных масел Индии близится к насыщению, тем не менее стоит учитывать рост благосостоянии страны и все больший запрос на качественную еду: «И в этом смысле подсолнечное масло может составить конкуренцию традиционному для рынка пальмовому маслу: индийцы будут потреблять не только наиболее дешевое пальмовое масло, но и искать ему альтернативы».
Для масложировых компаний Индия – один из двух ключевых рынков в Азии наряду с Китаем, отметил исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. Так, в 2023 году на Индию пришлось 21% российского экспорта подсолнечного масла и 31% – соевого. Союз прогнозирует, что за счет изменения структуры потребления в Индии потенциал наращивания поставок остается значительным. «В 2023 году мы отгрузили в Индию более 900 тыс. тонн подсолнечного масла. За 7 месяцев текущего сезона уже поставлено 700 тыс. тонн. По нашим оценкам, при сохранении нынешних темпов отгрузки мы можем в 1,5 раза нарастить объем экспорта в Индию», – сказал Мальцев. Однако для полной реализации имеющегося потенциала необходимо расширение логистических возможностей, решение вопросов с финансовыми платежами и развитие перевалочных мощностей.
Рынок пищевого масла в Индии активно развивается, особенно подсолнечного, подтвердил управляющий директор индийской компании Union Oil Impex Винод Кумар. «В Индии потребители с высоким и средним уровнем дохода всегда предпочитают более полезное масло: оливковое, соевое, подсолнечное. Но беднейшие слои населения выбирают пальмовое масло из-за его дешевизны», – пояснил он. В то же время экспорт бутилированного масла из России он считает нецелесообразным на текущем этапе: «Лучше поставлять сырье, разливать тут под своим местным брендом и его продвигать. Это лучший вариант ведения бизнеса в Индии». Кроме того, огромный потенциал есть у поставщиков лецитина и жирных кислот.
Другая категория продовольствия, по которой в Индии в ближайшие годы будет сохраняться значительный дефицит, – зернобобовые культуры. Согласно прогнозам, их импорт вырастет с 2,5 млн тонн в 2022 году до 3,9 млн тонн в 2030-м. Среди наиболее интересных для российских экспортеров – чечевица, которая может быть конкурентоспособна на индийском рынке при обеспечении необходимых объемов поставок и качества продукции.
Для этого в России необходимо формирование культуры производства и хранения зернобобовых культур как конкурентоспособного экспортного продукта, уверен председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин: «Нужна программа становления производства зернобобовых культур. Индия – глубокий рынок, на котором однозначно надо присутствовать, искать местных партнеров и развивать дистрибьюцию».
Индия – крупнейший производитель, потребитель и импортер зернобобовых в мире, напомнил председатель Индийской ассоциации производителей и импортеров зерновых и зернобобовых культур Бималь Котари. Он оценил потребность в импорте на уровне 5 млн тонн. «Россия является потенциальным поставщиком. У вас есть возможность производить как красную, так и желтую, и зеленую чечевицу для Индии, причем на зеленую чечевицу тоже есть спрос», – подчеркнул он. Также потенциал есть в развитии продаж желтого гороха, который на местном рынке является альтернативой нуту дези. «Когда происходит падение производства нута дези, Правительство разрешает импорт желтого гороха. 8 декабря 2023 года были сняты ограничения до 30 апреля, и вы будете удивлены, узнав, что за эти 5 месяцев мы ввезем почти 1,8 млн тонн гороха. Причем большое количество поступит из России», – добавил Бималь Котари. По его словам, еще одной возможностью для сотрудничества является производство растительных белков из гороха.
«В основном Индия импортирует чечевицу из Австралии и Канады, а общий объем импорта этой культуры, включая красную и зеленую, составляет 1–1,2 млн тонн. Россия может сыграть значительную роль в будущих поставках: спрос продолжит расти, а российская чечевица превосходит в цене австралийскую и канадскую», – заверил управляющий директор индийской компании JLV Agro Вивек Агравал.
Опытом развития производства и экспорта чечевицы поделились заместитель генерального директора ГК «ЭкоНива» Михаил Матвеенко и коммерческий директор «Петрохлеб-Кубань» Дмитрий Волобуев. Так, «ЭкоНива» выращивает чечевицу с 2016 года и с 2022 года поставляет ее в Индию. «Объем отгрузок на индийский рынок вырос в 2,5 раза в 2023 году, что было связано как с общим повышенным спросом на чечевицу на внешних рынках, так и совместной работой с «Агроэкспортом»: за счет бизнес-миссии и участия в выставках удалось выстроить работу не через посредников, а напрямую с индийскими импортерами», – заметил Матвеенко. Дмитрий Волобуев, в свою очередь, подробно рассказал о показателях качества гороха, нута и чечевицы, которые наиболее важны при продажах на экспорт. Кроме того, он обратил внимание на внезапность введения Индией пошлин на те или иные продукты, что создает риски для экспортеров.
Руководитель направления по исследованиям Индии Московской школы управления СКОЛКОВО Лидия Кулик посвятила свое выступление трендам в индийской розничной торговле. Среди них – тенденция на увеличение потребления растительных и животных белков, развитие рынка органической и экологически чистых продуктов, а также интернационализация и снижение сезонности спроса. «Мы опросили покупателей в премиальном сегменте в таких городах, как Дели, Бангалор, Мумбаи, и они продемонстрировали очень доброжелательное отношение к российской продукции. И большинство готовы пробовать», – указала Кулик.
Одной из перспективных b2c-категорий, проанализированной в Концепции, являются алкогольные напитки, в том числе водка. В настоящее время доля водки в потреблении индийцев невысока, однако показатель растет двузначными темпами и представляет интерес для российских экспортеров, акцентировал СЕО Roust International (ГК «Руст») Иван Алферов. Компания присутствует в Индии более 7 лет, представлена в 5 штатах и в течение 2024 года планирует расширение продаж до 14 штатов. «На слепых тестированиях российская водка однозначно обходит локально произведенные и вызывает больший интерес. Напомню, что водка в Индии производится, в основном, из дробленого риса. И наша пшеничная водка лучше воспринимается местными потребителями», – подчеркнул Алферов. В то же время импортная водка в Индии облагается пошлиной в 150%, в связи с чем компания в настоящее время рассматривает возможность организации контрактного бутилирования внутри страны.
Спикерами конференции также стали начальник управления Сбербанк Индия Артем Баталов и директор по логистике ГК «Европак» Анна Усачева. Они рассказали о существующей финансовой и логистической инфраструктуре для работы с индийским рынком.
Все материалы мероприятия, а также основные выводы Концепции повышения конкурентоспособности российского АПК на рынке Индии будут размещены на сайте «Агроэкспорта».