Импорт и транзит российской муки вытеснит казахстанскую на внутреннем и экспортных рынках
Союз зернопереработчиков Казахстана выступил против повышения тарифов КТЖ на экспорт грузов железнодорожным транспортом, в целях «получения доходов для возврата основного долга». Участники отрасли заявили, что мера негативно отразится на конкурентоспособности казахстанской муки, повысятся цены. Также данное предложение приведет к потере экспортных рынков, которые займет Россия и Узбекистан, сообщает агентство «АПК Новости».
«Союз зернопереработчиков категорически против повышения тарифов на экспорт грузов железнодорожным транспортом, так как данное предложение негативно отразится на конкурентоспособности продуктов переработки на экспортных рынках, где казахстанская мука уже теряет позиции. Следует отметить, что в случае повышения тарифов на экспорт грузов железнодорожным транспортом, нужно быть готовыми к удорожанию цен на готовые продукты питания, в нашем случае это мука, макароны, а также комбикормовые изделия для сельскохозяйственных животных, так как это будет являться экономически обоснованным процессом», - сообщили в Союзе.
Впоследствии это приведет к потере традиционных экспортных рынков несырьевых продуктов и ее окончательного ухода с рынков Центральной Азии, которую займет продукция российских и узбекских производителей, и, следовательно, к остановкам производства и простою экспортноориентированных отечественных предприятий.
«Более того, поставки импортной дешевой российской муки продолжаются, что делает неконкурентоспособной продукцию отечественных зернопереработчиков, где импорт и транзит российской муки вытесняет продукты отечественной переработки на внутреннем и экспортных рынках», - заявили зернопереработчики.
В Союзе сообщили об устойчивом росте транзита российской муки по территории Казахстана – только в 2022 году этот показатель вырос на 84%. Если в 2020 и 2021 через Казахстан проходило всего около 166 тыс. тонн муки российского происхождения, то в 2022 транзит увеличился до рекордных 307,7 тыс. тонн.
В Туркменистан объемы транзита выросли в 7 раз, в Кыргызстан – в 2 раза, в Узбекистан, Таджикистан и Афганистан – в среднем в 1,5 раза.
300 тыс. тонн транзитной муки – это 5 тысяч недополученных рабочих мест и 2,5 млрд не поступивших налогов в экономику Казахстана.
«Мука, производимая в Узбекистане, транспортируется по территории Узбекистана до границы с Афганистаном (погранпереход «ГалабаХайратон») по внутреннему тарифу, а мука казахстанских производителей, доставляемая в том же направлении по территории Узбекистана, транспортируется по транзитному тарифу, который выше внутреннего в 3 раза, то есть за 760 км транзита по их территории предъявляют 45 долларов за тонну. В этих условиях считаем правильными принятие мер по стабилизации работы в сфере железнодорожных перевозках в транзитном направлении, что позволит сдерживать замещение отечественных товаров зарубежными на наших традиционных рынках.
Также, считаем, что любые повышения тарифов для увеличения доходов АО «НК «КТЖ» должны рассматриваться исключительно только через повышение тарифов на транзит и увеличение пропускной способности магистральных путей. Тем временем, предлагаемый подход, при котором повышение тарифов на экспорт грузов железнодорожным транспортом выбраны в качестве инструмента для погашения долгов АО «НК «КТЖ», считаем несправедливыми, неэффективными и необоснованными, а также лишает монополиста дальнейших стимулов для снижения долговой нагрузки и оптимизации затрат», - считают в Союзе зернопереработчиков.
Союз выражает обеспокоенность по предлагаемым подходам КТЖ и не поддерживает предложения по повышению тарифов на экспорт грузов железнодорожным транспортом. Это, считают участники отрасли, крайне отрицательно скажется на зернопереработке Казахстана.