В России могут ввести долгосрочное ограничение цен на топливо
В России может заработать законопроект о длительном ограничении розничных цен в России на основные категории бензина и дизельного топлива, пишет «Российская газета».
Он разработан депутатами, в числе которых первый замглавы Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнёв. Речь идёт о торговле этой продукцией на автозаправочных станциях. Для первого из вида горючего срок его действия составит не менее трёх, для второго – не более пяти лет. Почему обозначены именно такие периоды, не уточняется. Вероятно, это связано с текущей стоимостью продукции. По задумке, конкретное её значение будет определяться Правительством. Также мера должна пересмотреть подход к самому регулированию – если сейчас российская антимонопольная служба следит за тем, чтобы цена на автозаправках не росли выше среднего уровня инфляции, то теперь они не должны подниматься выше установленных.
Авторы документа ожидают, что новый закон должен стать альтернативой механизму демпфера (то есть начисления компенсаций нефтеперерабатывающим заводам), который, по их мнению, не даёт конкретного результата именно для потребителя. Таким образом, разработчики считают, что новые изменения смогут защитить экономические интересы граждан и общества в целом. Сейчас законопроект внесён в Госдуму и будет рассматриваться на ближайшей её осенней сессии. В случае его принятия он должен заработать со следующего года.
Многие эксперты уже подвергли законопроект критике. Глава Союза потребителей России Пётр Шелищ считает, что прописанная в нём мера может вызвать непрозрачность в плане формирования федерального бюджета. Также специалист не исключил, что в будущем это приведёт к дефициту продукции, поскольку придётся вводить максимальные цены и в опте, и торговля остановится. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что новый законопроект может вызвать новый топливный кризис. Он отметил, что нефтепереработчики и экспортёры не могут работать себе в убыток, а в условиях рыночной экономики говорить о предельных ценах нельзя. В качестве решения проблемы специалист предлагает использовать такие уже применяемые экономические методы как демпфер, экспортные пошлины или схожие меры.
Их мнение также поддерживает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Он, в свою очередь, предлагает три механизма, которые, по его мнению, обеспечат устойчивое снижение розничных цен на горючее без ущерба для потребителя. Первый – сокращение топливных акцизов. С 2015 года, по его словам, они выросли примерно втрое. Он ожидает, что такая мера снизит издержки нефтепереработчиков. Второй – ещё более резкое увеличение нормативов по продаже топлива на бирже – до 33 от общего производства для дизтоплива и 50 для бензина. Напомним, что сейчас они составляют 9,5 и 13 соответственно. По мнению Родионова, это ужесточит конкуренцию на бирже, а значит, снизит биржевые цены. Другими плюсами он назвал то, что подобная мера сделает топливо доступным по стоимости для независимых АЗС и трейдеров, занимающихся перепродажей топлива потребителям, а также не даст крупным сетям повышать цены на своё усмотрение. Последнее его предложение – облегчение региональных правил предоставления земли под строительство новых АЗС. Это, по его словам, вызовет рост конкуренции уже у АЗС, но при этом и упростит вход новых «игроков» на топливный рынок.