Аграрии Юга рассказали, как запрет на экспорт нефти повлиял на их затраты
27 сентября 2023 08:45
21 сентября премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о временном ограничении на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Как пояснили в пресс-службе правительства решение направлено на стабилизацию цен на топливо на внутреннем рынке. В том числе, об этом просили депутаты Госдумы от Ставрополья, которые передали обращение аграриев региона, столкнувшихся с топливным дефицитом.
Как сообщает ТАСС, на данный момент цены на дизтопливо и бензин на бирже снизились. Цена бензина Аи-92 снизилась на 0,85% (до 55,451 тыс. руб. за тонну), летнего дизеля — на 0,95% (до 60,847 тыс. руб. за тонну). Бензин Аи-95 подешевел на 2,11%, до 58,11 тыс. руб. за тонну.
Фермеры Юга России рассказали РБК Ростов о том, как запрет на экспорт из РФ топлива повлиял на их затраты, насколько может увеличиться конечная продукция, и когда они ожидают нормализации ситуации.
Без запрета нельзя было обойтись
Руководитель организации «Народный фермер Кубани» Константин Юров поясняет, что запрет на экспорт был необходим. Цены начали повышаться до таких значений, что могли серьезно повлиять на конечную стоимость сельхозпродукции.
«Без запрета экспорта нельзя было обойтись в данной ситуации. Если бы его не было, то мы подошли бы к катастрофе. Сейчас, конечно, цены не вернулись на прежние значения, но снижение все же идет», — подчеркнул Юров.
По мнению представителя «Народного фермера Кубани», на повышение цен на топливо повлиял курс рубля к доллару, из-за чего большое количество нефтепродуктов уходило заграницу. Также 6 крупных нефтеперерабатывающих заводов закрылись на реконструкцию. И предложения стало намного меньше, чем спроса. Топливо подорожало с 55 тыс. руб. до 120 тыс. руб. за тонну.
«На данном этапе запрета вывоза топлива достаточно, но следует за ней (ценой — прим. ред.) наблюдать, так как она не вернулась на нормальные показатели, то есть с корректировками под инфляцию», — заключает Юров.
Сильно ударило по рентабельности
Глава КФХ «Шапошник», которое занимается производством пшеницы и зерновых, Александр Шапошник подчеркивает, что после запрета экспорта изменений не заметил. Сейчас около тонны можно купить за 89 тыс. руб, а на некоторых заправках цена достигает 120 тыс. руб. за тонну.
«Повышение цен на топливо сильно ударило по нашей рентабельности, так как затраты на производство продукции увеличиваются, а вот стоимость конечной продукции пока что держится на низком уровне», — отмечает Шапошник.
Как поясняет аграрий, сельхозпроизводители ожидают снижения цен на топливо до показателей полугодичной давности.
Субсидии и возмещение затрат
Агроном ООО «Нивы Приазовья» Роман Рудаков рассказывает, что затраты на закупку топлива увеличились почти в два раза. В свою очередь цены на саму продукцию на рынке не увеличиваются. По его мнению, это чревато кризисом у сельхозпроизводителей.
«Чтобы быть более менее рентабельными необходимо также повышение цены на нашу продукцию, а динамика идет на снижение. Откат в ценах на топливо произойдет, но это ничего не даст, так как остался один месяц осенних сельхозработ», — поясняет Рудаков.
Рудаков заключает, что для того, чтобы справиться с дальнейшим упадком государству и правительству необходимо контролировать цены на топливо либо возмещать путем субсидий аграриям.
Цена снизилась
Директор ООО «АСК» Борис Воеводин уточняет, что на отдельных заправках цены после запрета экспорта действительно снизилась. Сама же мера показала свою эффективность.
«Считаю, что мера (запрет экспорта нефтепродуктов — прим. ред.) все-таки действенная, потому как цена на бензин и топливо на некоторых заправках снизилась, хоть и остается все еще на высоком уровне, из-за чего повысилась себестоимость продукции. Дай бог, снижение продолжится», — подчеркивает Воеводин.
Как заключает Воеводин, аграрии надеются, что правительство будет и в дальнейшем контролировать цены на топливо.