Урожайный год: владелец мега-элеваторов в РТ закупит вагоны для зерна
1 августа 2023 11:15
Генеральный директор АО Фирма «Август» Михаил Данилов рассказал в интервью РБК Татарстан, что в связи со строительством в РТ элеваторов на сотни тысяч тонн зерна компания решила сформировать собственный вагонный парк.
Генеральный директор АО Фирма «Август» Михаил Данилов в интервью РБК Татарстан высказал мнение, что в России в целом и в Татарстане в частности вряд ли получится собрать рекордный урожай зерна (в 2022 году в регионе получили более 5 млн тонн). Однако данный факт может положительно сказаться на ценах на сельскохозяйственную продукцию.
В сегменте производства химических средств защиты растений, отметил Данилов, российские производители наращивают долю присутствия на рынке, замещая ушедшие иностранные и оставшиеся мультинациональные компании.
Зерновой клин
— В последнее время усиливается активное сотрудничество с Китаем, будет построен логистический центр в Тукаевском районе, нацеленный на развитие контейнерных перевозок нефтехимической продукции в КНР. А зерно может быть интересно для экспорта в дальние страны?
Конечно. И это не только Китай, это еще и южное направление. Например, в Татарстан неоднократно приезжала делегация из Ирана, а делегация из РТ посещала Иран. Уже есть опыт отгрузки сельхозпродукции из Татарстана в эту страну. «Южный коридор» будет расширяться, запланировано строительство железной дороги, появится перспектива выхода через него на берег Индийского океана.
Сейчас в связи со строительством своих элеваторных комплексов мы начинаем новый проект по приобретению собственного вагонного парка, что позволит получать дополнительную экономию на логистике. Появятся ли у нас в дальнейшем суда для перевозки зерна, пока не знаю.
Компания «Август» строит в Свияжском мультимодальном логистическом центре новый элеватор, который начнет принимать зерно уже в этом сезоне. Первая очередь проекта рассчитана на 56 тыс. тонн зерна, комплекс в целом – на единовременное хранение 112 тыс. тонн. Элеватор позволит отгружать 700 тонн продукции в час с возможностью одновременной погрузки на железнодорожный и водный транспорт. В Бугульминском районе Татарстана в текущем году началась реализация почти аналогичного проекта – «Август» начал строительство еще одного элеваторного комплекса общей мощностью 110 тыс. тонн единовременного хранения зерна.
— Вагоны будут курсировать по территории Татарстана?
Вагоны будут ездить по всей стране, как вы сами понимаете, а юридическое лицо зарегистрировано в Свияжском мультимодальном логистическом центре. Это совместное предприятие УК «Август-Агро» и местных предпринимателей, имеющих опыт в зернотрейдинге.
— До начала уборочной компании остается менее двух месяцев. Как вы оцениваете перспективы на урожай? Сможет ли республика повторить прошлогодний рекорд?
К сожалению, повторить прошлогодний рекорд в более чем 5 млн тонн зерна вряд ли удастся. У нас во всех хозяйствах установлены метеостанции. В прошлом году с 1 апреля по 30 июня осадки и в западной зоне, и в Кайбицах, и в Камском Устье, и на востоке – в Муслюмовском, Мензилинском, Лениногорском районах – в среднем были приблизительно одинаковыми: от 140 до 190 мм. А в этом году с 1 апреля по 6 июля в западной зоне выпало порядка 70 мм, в восточной зоне – от 20 мм в Лениногорске до 30 мм в Муслюмово. Кроме того, в восточной зоне в ночь с 9 на 10 мая местами были заморозки до 7-9 градусов ниже нуля. Там, конечно, будет урожай, но очень скромный: видимо, примерно, как в 2021 году. Так что рекордного объема в 2023-м ожидать не приходится.
— Как это отразится на стоимости зерна?
Думаю, что на ценах в регионе это скажется положительно, потому что их значения конца прошлого – начала текущего года сильно придавили отрасль растениеводства, особенно с учетом введенных экспортных пошлин. К сожалению, не везде это ожидаемое повышение сможет компенсировать снижение урожайности. Многие окажутся на уровне нулевой рентабельности, а кто-то вообще в убытке. В этом сезоне аграриям и так пришлось урезать инвестиционные проекты, они начали сокращать расходы на приобретение сильно подорожавшей сельхозтехники, на применение сложных удобрений, что, безусловно, факт весьма прискорбный. Что касается защитных мероприятий, то на их изменение больше влияет погода, нежели ценовая конъюнктура, поскольку применение СЗР окупается и в случае невысоких цен на продукцию растениеводства – в масштабах страны мы вряд ли увидим существенную коррекцию защищаемых площадей.
Нулевая обработка
— Как развивался в этом году в Татарстане реализуемый компанией «Агропроект» и какие планы на второе полугодие?
В этом году мы несколько притормозили свое географическое расширение: новые значительные земельные активы вряд ли появятся. У нас в республике достаточно большой земельный банк – порядка 200 тыс. гектаров, и особо прирастать он не будет. Продолжаем шлифовать инфраструктурную составляющую: хозяйства, которые мы приобретали, приходили к нам с разным уровнем технического оснащения, и в этой части требуются значительные инвестиции в соответствующее перевооружение и модернизацию. Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы выстроить бизнес-процессы, сформировать коллективы, привлечь специалистов.
Предприятия «Агропроекта» в Татарстане работают по технологии No-Till (система нулевой обработки почвы). Эта технология используется и в нашем хозяйстве в Северном Казахстане, и в Чувашии.
У нас есть возможность сравнить расходы, связанные с технической оснащенностью, в частности, с количеством тракторов, которые необходимы для работы по классической технологии и по No-Till. Амортизация техники, расход горючего на гектар при использовании «нуля» намного ниже, также нужно меньше механизаторов. Наш собственный опыт говорит, что энерговооруженность гектара с точки зрения необходимых тракторов при переходе от классики на No-Till снизилась у нас в четыре раза – с 1 лошадиной силы до 0,25 л.с. на гектар, а расход горючего на гектар сократился почти на 40 л. Я не говорю о том, что нагрузка на трактор при переходе на No-Till ощутимо снижается, требуется меньше ремонтов, запчастей, колеса служат намного дольше и так далее.
Опять же, исходя из нашего опыта, мы можем утверждать, что переход на No-Till не приводит к снижению урожая, а все заявления об этом – не более чем миф. В неблагоприятных же погодных условиях, особенно при засухе, как в этом году в Татарстане, No-Till однозначно дает прибавку к урожайности по сравнению с классической обработкой почвы.
В «тучные годы» с высокими ценами на растениеводческую продукцию можно было не стремиться к столь тщательной оптимизации своих затрат. Сейчас, напротив, подобные меры необходимы, и No-Till позволяет это сделать.
Также большие инфраструктурные планы у нас связаны с животноводством: мы продолжаем строительство молочно-товарных ферм.
— Есть ли в республике интерес к внедряемой вами технологии No-Till, происходит ли обмен опытом с крестьянско-фермерскими хозяйствами? Кто еще, помимо вас, начал ее применение в Татарстане?
Лично я с No-Till познакомился в 2007 году. Должен сказать, что у любой технологии есть свои плюсы и минусы, но на наш – уже достаточно экспертный – взгляд, плюсов у «нуля» значительно больше. Его влияние на урожайность не столь очевидно при благоприятных погодных условиях, но в неблагоприятных технология однозначно ее повышает. А себестоимость полученной продукции при использовании No-Till ниже.
Я думаю, что большинство к этой технологии присматриваться будет достаточно долго. Многие уверены, что система им не подходит, и они станут ждать, когда No-Till начнет давать сбои. Но у нас в ряде собственных хозяйств не пашут уже седьмой год, и все идет великолепно. Наши партнеры, с которыми мы начинали эти программы в 2008 году в Западной Сибири, уже больше 15 лет используют No-Till, и это очень успешный опыт.
Мы с удовольствием проводим Дни поля, показываем, рассказываем, все желающие могут приехать и своими глазами посмотреть на посевы и на технику. И сельхозпроизводители посещают эти мероприятия. Я думаю, кто-то обязательно пойдет по нашему пути – экономика будет подталкивать к этому.
Кроме того, мы первыми начали применять в республике технологию хранения зерна в пластиковых рукавах. В условиях, когда ты не успеваешь сушить убираемое зерно или перевозить урожай на элеватор, это спасение. И не требуется больших инвестиций в строительство комплексов для хранения зерна. За небольшие деньги можно приобрести необходимое оборудование для заполнения этих рукавов, купить сами рукава. А потом неспешно разгружать, сушить, чистить, возить и продавать урожай.
— Как долго можно хранить зерно в рукавах?
Зависит от того, какая культура и какова влажность зерна. Наша практика показывает, что можно благополучно хранить зерно более года, также мы знаем об успешном опыте продолжительностью около 2-х лет.
Зеленая химия
— Как вы охарактеризовали бы ситуацию на рынке средств защиты посевов в условиях продолжающегося санкционного давления?
Когда в 2014 году были введены санкции против российской сельскохозяйственной отрасли, а в ответ Россия ввела свои ограничения, это привело к тому, что к 2023 году сельское хозяйство в России кардинально изменилось. Еврокомиссия ввела санкции – наше правительство сделало доступными сельхозтоваропроизводителям не только оборотные, но и длинные инвестиционные рублевые кредиты. Благодаря этому люди занялись перевооружением, совершенствованием технологий. Сложилась неплохая ситуация с точки зрения ценообразования на сельхозпродукцию, и это все благотворно повлияло на продовольственную безопасность РФ.
Сейчас то же самое при соответствующей государственной политике может произойти и в промышленности. Я думаю, мы по этому году уже покажем рост валового внутреннего продукта, будет происходить импортозамещение. А если Центробанк и Министерство финансов будут занимать более конструктивную позицию, направленную на поддержку промышленности в РФ, у нас появится возможность повторить индустриализацию начала 20-х – 30-х гг. прошлого века.
— А сколько времени на это потребуется?
Все зависит от конкретного направления бизнеса. Где-то это случится в краткосрочной перспективе, где-то в среднесрочной, где-то в долгосрочной. Лучше, чтобы Еврокомиссия не отменяла санкции. Предприятия сейчас наращивают производство на существующих мощностях, переходят на двух- и трехсменный режим работы. Мы видим это и в области химического производства.
Большая проблема России – это отсутствие множества компонентов, необходимых для выпуска пестицидов, и в целом малотоннажной химии, существовавшей у нас во всем многообразии в годы СССР. Мы построили завод по производству действующих веществ в Китае, в провинции Хубэй, который уже несколько лет работает и наращивает производство. Естественно, нам задают вопросы, почему мы реализовали свой проект в Китае. А дело в том, что России на тот момент не было необходимой базы полупродуктов для синтеза. Думаю, что сейчас наконец начнет возрождаться малотоннажная химия, появятся необходимые полупродукты и компании пестицидного бизнеса начнут заниматься синтезом внутри страны.
— Не наводняет ли Россию продукция из дружественных стран, тесня отечественных производителей?
Если говорить о пестицидах, то такая конкуренция существовала и раньше. Фирма «Август» является членом Российского Союза производителей химических средств защиты растений (РСП ХСЗР) и ведет определенную статистику. В прошлом году отечественными предприятиями на российский рынок было поставлено 118 тыс. тонн препаратов; кроме того, на условиях толлинга иностранными компаниями было наработано в РФ около 40 тыс. тонн. Порядка 70% формуляций сейчас производится в России – и мультинационалами, и российскими фирмами. А в этом году только за пять месяцев отечественные производители поставили на рынок 116 тыс. тонн препаратов для защиты растений. Это говорит о том, что в текущем году мы ощутимо увеличим долю российских компаний на рынке.
Возник вопрос квотирования импорта. Дело в том, что в течение последних нескольких лет проектные мощности производственных предприятий, построенных десятью российскими компаниями и одной иностранной (Syngenta), суммарно достигли практически 400 тыс. тонн продукции в год при потребностях рынка 230 тыс. тонн в год. То есть возможности превышают потребности рынка, и, чтобы в дальнейшем производство развивали те компании, которые платят налоги в России, РСП ХСЗР вышел с инициативой введения квотирования импорта пестицидов. Эту инициативу поддержал и Президент России, дав необходимое поручение проработать этот вопрос, и Правительство. Сейчас мы ждем соответствующих решений. В итоге и иностранные компании смогут увеличить производство на территории России, и отечественная отрасль будет расти. У нас есть неплохой экспортный потенциал – будем также развиваться в этом направлении. Вырастет и объем поступлений в бюджет, так как уменьшатся возможности снижения налоговых платежей в РФ с помощью трансфертного ценообразования, активно используемого транснациональными компаниями.
— Как изменилась структура распространения вашей продукции?
В обычные годы мы две трети выручки от реализации нашей продукции получаем в России. Из оставшегося две трети приходится на страны ближнего зарубежья. Из них по объему рынка лидирует Казахстан. Остальное идет в дальнее зарубежье, в первую очередь, в страны Латинской Америки. Также мы торгуем на Ближнем Востоке, в ряде африканских стран.
— В этом году что-то изменится?
Практически все останется по-прежнему. Кое-какие ценовые колебания происходят, потому что мы практически во всех странах ведем расчеты в местной валюте. В России мы в этом году очень сильно вырастем в защищаемых нашими препаратами гектарах. В 2022-м этот показатель у нас был на уровне 53 млн гектаров в площадях однократной обработки. Всего в РФ средства защиты растений ежегодно используются на площади порядка 230-250 млн га (поскольку каждый гектар обрабатывается не один раз, то суммарно получается больше общей посевной площади. По прогнозам, в этом году мы достигнем показателя порядка 62-63 млн га, вырастем почти на 20% и, соответственно, почти каждый четвертый гектар в нашей стране хотя бы раз будет обработан средствами защиты фирмы «Август».
В целом отечественные производители в 2023 году увеличат свою долю на российском рынке. Это связано еще и с тем, что мультинациональные компании заняли достаточно консервативную позицию, удерживая высокие цены, а также достаточно настороженно относясь к поставкам своей продукции на условиях товарного кредита. Поэтому игроки из недружественных стран, по всей видимости, сократят долю своего присутствия на рынке в этом сезоне. А российские производители, естественно, ее нарастят.