Маршрутные перевозки зерна помогут оптимизировать железнодорожную логистику — эксперт
Сейчас сеть используется недостаточно эффективно, что вызывает простои и «пробки»
Маршрутные перевозки в перспективе могут стать драйвером технологической перезагрузки железнодорожной инфраструктуры и мотивировать потребителей и владельцев элеваторов инвестировать в модернизацию мощностей. Об этом в ходе круглого стола «Логистика: порты, железные дороги, авто», который прошел в рамках Всероссийского зернового форума в Сочи, заявил управляющий директор «Русагротранса» Алексей Барбариуш.
«В разы сокращается срок доставки, что позволяет в случае перевозки на экспорт поставщику соблюдать сроки исполнения контракта, а оператору — эффективно использовать парк. Кроме того, экспортер при маршрутной перевозке получает возможность перевезти зерно дешевле, чем при повагонной отправке — экономия может достигать до 15%», — сказал Барбариуш.
По его словам, объемы перевозок аграрных грузов ежегодно увеличиваются, и в 2023 году они могут составить 36 млн тонн против 31 млн тонн в 2022 году. Доля перевозок в вагонах-зерновозах в общем объеме перевозок зерна стабильно превышает 90%, при этом оборачиваемость вагонов — срок, за который вагон довозит груз до места назначения и возвращается обратно, — за последний год резко ухудшилась. По итогам I квартала 2023 года по отношению к I кварталу 2022 года по одному из самых массовых направлений российского зернового экспорта (зерновые портовые терминалы Новороссийска) срок движения вагонов вырос с 18 суток до 26 суток, т.е. оборот ухудшился на 40%.
«Подвижной состав используется не эффективно», — констатировал Барбариуш. Причина — в росте спроса на перевозки железной дорогой на фоне рекордного урожая зерна, а также ограниченной пропускной способности сети. Простаивающие в ожидании разгрузки вагоны создают «пробки». Выгрузка вагонов на глубоководных терминалах большую часть высокого сезона составляет 75–80% от нормативной.
По словам эксперта, увеличение парка вагонов-хопперов, в которых перевозят зерно и другие сыпучие грузы, не решает инфраструктурных и логистических проблем на железнодорожной сети. За последние пять лет парк вагонов-зерновозов на сети РЖД вырос на 20%, до 62,5 тыс. вагонов, а среднегодовая их оборачиваемость ухудшилась на 27% и составила 30,5 суток.
Отправка грузов прямым отправительским маршрутом позволяет оптимизировать простои на сортировочных станциях.
«Следующие одиночной отправкой вагоны в составе сборного поезда после прибытия на сортировочную станцию расформировывают из состава, сортируют, осматривают, накапливают и только после этого формируется новый состав и вагоны убывают. В составе маршрута вагоны проходят меньше регламентированных процедур при прибытии и отправке», — отметил Барбариуш.
Он привел пример: от ст. Умёт Юго-Восточной железной дороги до Новороссийска срок маршрутной отправки занимает 3 суток, а в случае повагонной отправки — 7 суток. На станции Кочетовка маршрут стоит 22 часа, при повагонной отправке — более 3 суток. И на станции Батайск — всего 3 часа при маршруте вместо 21 часа при одиночной отправке вагона.