23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Цена топлива на бирже обновила рекорд. Сколько будет стоить бензин на АЗС

20 июля 2023 15:00

Биржевая стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 на торгах в среду, 19 июля, вновь обновила исторические максимумы. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость бензина АИ-92 увеличилась на 1,84%: цена впервые превысила порог 62 тыс. руб. за тонну, поднявшись до 62,653 тыс. руб.

Прошлый максимум был побит накануне во вторник, когда стоимость Аи-92 достигла 61,522 тыс. рублей за тонну. Стоимость бензина АИ-95 тогда также заметно возросла и достигла 67,255 тыс. руб. за тонну.

Вслед за биржевыми ценами, рост демонстрируют и цены на АЗС. По последним данным Росстата, в период с 4 по 10 июля 2023 года рост цен на автомобильный бензин был зафиксирован в 75 субъектах Федерации. Более всего он подорожал в Республике Тыва — на 3,3%, Республике Алтай и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре — на 1,6%. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,2%.

На АЗС в Москве бензином марки АИ-92 можно было заправиться по цене от 47,09 до 49,99 рубля, марки АИ-95 — от 51,99 до 57,09 рубля, марки АИ-98 и выше — от 62,60 до 66,19 рубля за литр. В Санкт-Петербурге бензин марки АИ-92 стоил от 48,20 до 49,79 рубля, марки АИ-95 — от 52,05 до 54,89 рубля, марки АИ-98 и выше — от 61,50 до 65,59 рубля за литр.

Ранее в АНО «Мониторинг АЗС» подсчитали, что за первые шесть месяцев 2023 года в России на АЗС заметнее всего подорожало дизельное топливо: до 57,1 руб. (+1,42% по сравнению с январем 2023), АИ-95 подорожал до 52,6 руб. (+1,15%), АИ-92 стал стоить 47,6 руб. (+0,85%). При этом рост розничных цены на топливо оказался примерно в два раза ниже по сравнению с уровнем инфляции в России (+2,61% с за первые шесть месяцев 2023 года).

Эксперты и аналитики рассказали Autonews.ru, какие факторы влияют сейчас на стоимость топлива на АЗС и долго ли продлится этот рост цен.


Почему растут биржевые цены на бензин

По словам руководителя Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петра Кирьяна, на данный момент сразу несколько факторов в моменте толкают цены на топливо вверх. Во первых, это ослабление рубля относительно евро и доллара, так как компании учитывают валютную составляющую в НДПИ, взимаемого в России. Также на стоимость топлива влияет традиционный рост спроса, на который в 2023 г. пришлось снижение биржевого предложения топлива (что поднимает цены в опте), что уже привело к тому что оптовые цены на 95-й бензин не сильно отличаются от розничных ценах на АЗС.

«Наконец, нефтяные компании не сильно скрывают желание учесть инфляцию в ценах поставки, и тут опять 2023 г. — время заметной потребительской инфляции в России», — подчеркнул эксперт.

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов также считает падение курса рубля одной из причин роста цен на бензин на фоне отсутствия сбалансированности между спросом и предложением в рамках биржевой торговли.

«Цены на нефть выросли, а курс при этом достаточно не укрепился. При этом экспортная альтернатива становится сильно привлекательной. В результате товар уходит на экспорт, а на внутреннем рынке его становится все меньше», — объяснил он.

Заместитель руководителя департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве России Дарья Швандар в качестве еще одной из причин роста цен на бензин в России также назвала сезон отпусков и, как следствие, массовый спрос на топливо. Дело в том, что, по ее мнению, россияне, у которых есть машина, в современных экономических условиях предпочитают путешествовать семьями именно на автомобиле.

При этом Швандар отметила, что дефицита бензина в стране нет, так как снабжение осуществляется на регулярной основе, а нормы запаса топлива превышают 15 дней, что соответствует средним многолетним отраслевым нормативам.

«Тем не менее трудно удержаться от искушения установить торговую надбавку в сезон пикового спроса на бензин, именно этим и обусловлен краткосрочный рост цен», — подчеркнула она.

Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко напомнил также о продолжающихся плановых ремонтах на НПЗ. По его мнению, это напрямую воздействует на смещение равновесия в балансе «спрос/предложение» в сторону роста. При этом эксперт отметил, что это локальная (во временной оценке) причина, и ее воздействие на ценообразование не должно выйти за пределы летнего периода. Вторая причина, по его мнению, лежит на стыке экспортных поставок и фискального регулирования отрасли.

«За счет адаптации географии экспорта нефтепродуктов в пользу Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, доля внешних поставок из России выросла до 20-25% от объемов всего выпуска, что, опять же, снижает, насыщение внутреннего рынка и понятным образом влияет на цену», — подчеркнул он.

В свою очередь, научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев видит причину повышения цен на топливо в стечении нескольких взаимно усиливающих обстоятельств. Помимо сезона отпусков, и падение курса рубля — это ослабление демпферного механизма.

«В конце апреля министр финансов Антон Силуанов заявил о предложении снизить выплаты по демпферу вдвое с июля 2023 г. по июль 2024 г. По оценке Минфина, бюджет сэкономит до 30 млрд руб. в месяц. Похоже, ведомство надеялось на санкции, на то что рынок для экспорта бензина будет сужен. Но судя по росту цен надежды не оправдались», — резюмировал эксперт.

Демпфер призван сдерживать рост цен на топливо в России. Он предполагает, что при более высоких экспортных ценах по сравнению с внутренним рынком НПЗ получают выплаты из бюджета. При обратной ситуации нефтяники должны доплачивать в бюджет. В прошлом году НПЗ получили рекордные выплаты по демпферу — 2,2 трлн руб., что в 3,2 раза больше, чем в 2021 г. В мае 2023 г. компаниям выплачено 103,5 млрд руб.

Бензин в России дешевле по сравнению с мировыми ценами

По словам Григория Баженова, оборот через биржу сейчас не такой большой, какой должен был быть. Эксперт считает, что роста цен на бензин можно было бы избежать в случае увеличения нормативов или осуществления других шагов, связанных с повышением ликвидности на бирже.

«Ситуация не является критичной, но ее сложно назвать приятной. Цены на бензин достаточно высокие, что сказывается на динамике маржинальности. Однако надо понимать, что определенный запас прочности у компаний есть, потому что до это маржинальность была очень высокой. Поэтому они и не торопятся сильно увеличивать цены», — заметил он.

Похожего мнения придерживается Дмитрий Журавлев. Он напомнил, что на данный момент бензин в России значительно дешевле, чем на мировом рынке. Как считает эксперт, именно поэтому нашим производителям не выгодно продавать бензин внутри страны.

«В результате предложение на внутреннем рынке в лучшем случае не растет, а в худшем падает. Спрос же остается высоким — цена растет. Причем решить эту проблему окончательно и навсегда сейчас просто невозможно. Для этого нужно поднять цены на бензин до мирового уровня. Но покупательная способность нашего населения значительно ниже, чем в развитых странах и наше население просто не сможет покупать бензин по таим ценам», — объяснил он.

Аналогичного мнения придерживается и старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Ходжа Кава. Он отметил, что сейчас биржевые цены показывают сильную повышательную динамику, а некоторые марки и вовсе побили исторические отметки. Все это поспособствовало переориентации части потока с внутреннего рынка на внешний.

Что будет с ценами дальше

По словам Олега Чередниченко, задача удержания инфляции в рамках таргета с правительства не снимается. Эксперт предположил, что профильные министерства (понимая, что рост цен на топливо является одной из первопричин инфляционного давления) активизируют все имеющиеся инструменты (вплоть до «ручного» регулирования ситуации — что уже применялось в период 2018 — 2019 гг.).

«Таким образом, потребители могут рассчитывать на удержание розничных цен на нефтепродукты в ближайшие месяцы в пределах «инфляционного коридора», — резюмировал он.

Григорий Баженов заявил, что динамика цен на бирже уже сейчас более менее стабилизировалась, а к августу-сентябрю ситуация должна улучшиться Более того, эксперт ожидает, «разворот» нынешней осенью (сентябрь—октябрь).

«Обычно все так и происходит в эти временные рамки. В этом вопросе у нас очень ярко выраженная сезонность. Цены на бензин обычно начинают сильно расти в конце марта. Такая динамика сохраняется до июня-июля, после чего начинается стабилизация. Снижение оптовых цен на бензин обычно приходится на октябрь», — рассказывает Баженов.

В свою очередь, Петр Кирьян надеется, что в сентябре-августе будет достигнута новая «условная точка равновесия» по цене моторного топлива. При этом стоит учитывать ряд нюансов.

«Судя по политике правительства, оно технически наполняет рынок топливом: есть ограничения на экспорт, требования наращивать продажи топлива через биржу и так далее. В регионах ситуация будет разной. Там где доминируют сетевые АЗС и партнерские АЗС нефтяных компаний цены будут «под контролем». Там, где сохранилась независимая розница — будет более заметные изменения ценников на заправках», — предполагает эксперт.

Дарья Швандар также с оптимизмом смотрит на дальнейшее развитие ситуации с ценами на топливо. Она отметила, что производство нефтепродуктов в России стабильно и соответствует плановым показателям производственной программы выпуска. Так, по ее словам, переориентация поставок нефти, которая ранее шла на экспорт по трубопроводу «Дружба» в Германию, на Индию и Египет морским путем предотвращает сбой поставок.

«Переговоры о привязке мировой цены на нефть российского сорта Urals к сорту Дубай (ОАЭ), вместо сорта BRENT (Великобритания), дадут положительный эффект в отношении экспортных цен российских сортов нефти. Также Минэнерго совместно с Антимонопольной службой разрабатывает пакет мер по предотвращению серого экспорта и увеличению поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Это будет способствовать стабилизации цен на бензин», — заметила Швандар.

Ходжа Кава напротив считает, что в ближайший месяц цены на бензин могут продолжить восходящий тренд. По его словам, стабилизировать ситуацию может только вмешательства со стороны соответствующих органов и нахождение оптимального консенсуса с производителями нефтепродуктов.

Похожего мнения придерживается директор Центра Демографии и Статистики Института экономических стратегий Ольга Золотарева. По ее словам, стабилизации или снижения цен на бензин к августу — сентябрю не предвидится, напротив цены будут увеличиваться. Такой негативный прогноз связан с сокращением выплат нефтекомпаниям по демпферу с 1 сентября (в результате чего они уменьшатся на 50 млрд руб. в месяц).

«Напомню, что даже объявление о данном решении почти мгновенно отразилось на росте оптовых цен на топливо, которые устанавливают компании, образующие олигополию на рынке и контролирующие более 80% добычи нефти и ее переработки, а также продаж топлива. В свою очередь увеличение оптовых цен на топливо привело к повышению цен у операторов АЗС», — заключила Золотарева.

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин также считает, что водителям стоит приготовиться к дальнейшему росту цен на бензин из-за снижения выплаты по демпферу. По мнению эксперта, в такой ситуации компенсировать потери нефтяники будут за счет автомобилистов.

 

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: