СУАР КНР может стать для Казахстана вторым по величине рынком сбыта пшеницы после Средней Азии
Район СУАР (КНР) может стать для Казахстана огромным рынком сбыта зерновых, наравне со Средней Азией. Такую оценку озвучил председатель совета правления Национальной ассоциации экспортеров Казахстана «KazGrain» Канат Кобесов.
«Численность населения Синьцзян-Уйгурского автономного района превышает 25 млн человек. Потенциал потребления только импортной пшеницы в данном регионе составляет 5-7 млн тонн в год. На рынки Средней Азии мы ежегодно поставляем порядка 7-9 млн тонн. Таким образом, СУАР мог бы стать примерно таким же емким рынком сбыта для наших зерновых, и экспортный потенциал казахстанской пшеницы вырос бы в 2 раза», - рассказал АПК-Информ топ-менеджер KazGrain.
По его информации, в Китай уже отправили 6 составов с пшеницей в рамках эксперимента – порядка 18-20 тыс. тонн зерна. Эти объемы уже отгружаются в бондовой зоне КНР.
Он уточнил, что на данный момент есть договоренность с Китаем о поставке 100 тыс. тонн пшеницы в месяц – это около 1,2 млн тонн в год.
«Такие объемы стали бы отличным подспорьем для казахстанских экспортеров. Ранее мы больше 300 тыс. тонн на Китай не отгружали, потом была пандемия, то густо, то пусто, были и возвраты нашей продукции, и проблемы с документами… В общем, мы все долго ждали отгрузок на Китай. Надо продолжать работать в этом направлении. Желание и потенциал у нас есть», - отметил К.Кобесов.
Об интересе казахстанских экспортеров к поставкам в Китай говорят цифры: по данным KazGrain, на май трейдеры подали заявки на отгрузки по экспериментальному маршруту более 200 тыс. тонн пшеницы (при оговоренном с КНР ежемесячном объеме в 100 тыс. тонн).
«Если эксперимент с поставкой пшеницы в Китай зерновозами удастся, дальше, я думаю, дело за следующими культурами – ячменем, а далее льном и рапсом», - выразил надежду К.Кобесов.
В то же время, по его словам, реализации данных планов может в какой-то мере помешать проблема с брошенными вагонами на путях, которую ранее озвучили СМИ.
«С брошенными поездами нужно что-то делать, эта проблема возникает постоянно и ее не решают, из-за этого экспортеры вынуждены платить штрафы и неустойки, иногда даже срываются контракты. Мы готовы подождать, если бы КТЖ четко озвучила конкретные меры, которые планирует предпринять, и срок, в течение которого решит данную проблему», - подчеркнул председатель совета правления KazGrain.
Как сообщал АПК-Информ, Казахстан возобновил поставку пшеницы в Китай зерновозами - пилотный поезд из 45 зерновозов 31 марта отправился со станции Тонкерис в Алашанькоу. Прием пшеницы будет осуществляться 9 фабриками бондовой зоны станции Алашанькоу, далее зерно будет отправляться железной дорогой или автотранспортом в другие районы СУАР КНР.
Ранее на казахстанско-китайском бизнес-форуме глава Минторговли Серик Жумангарин заявил о том, что Казахстан готов довести объемы ежегодных поставок пшеницы в КНР до 1 млн тонн и более.