Замглавы Минсельхоза: проблем с семенами для осеннего сева не будет
На каком этапе находится уборочная кампания, какова ситуация с обеспеченностью аграриев сельхозтехникой и семенами, а также о том, как может в перспективе вырасти урожай картофеля в России, рассказал в интервью ТАСС замглавы Минсельхоза Андрей Разин.
— Сейчас в России проходит уборочная кампания. Расскажите, пожалуйста, на каком она этапе? Какая площадь уже убрана? Как в текущем году складываются погодные условия?
— Сейчас уборка в самом разгаре, обмолочено уже порядка 9 млн га. Нужно сказать, что все условия для того, чтобы получить в этом году достойный урожай, сформированы. Аграрии хорошо подготовились к весенним полевым работам и провели сев в оптимальные сроки. Правительство со своей стороны приняло ряд очень важных решений, которые позволили обеспечить производителей доступными удобрениями, техникой, финансовыми и другими ресурсами. Что касается господдержки, то таких значительных объемов, как в текущем году, нашей отрасли никогда еще не выделялось.
Погодные условия сейчас также складываются в целом неплохо, что отражается в росте урожайности по многим культурам, в частности по зерновым. Ожидаем также хороших результатов по сахарной свекле, картофелю, овощам, масличным. Если погода не подведет, покажем рост по многим направлениям растениеводства.
— Хватит ли российским фермерам удобрений в этом и следующем сельхозсезоне? Как планируется регулировать этот рынок? Планируется ли продлевать квотирование экспорта удобрений в следующем году?
— Сегодня аграрии обеспечены необходимыми объемами удобрений. Как я уже сказал, принятые меры по квотированию экспорта и сдерживанию роста цен позволили решить этот вопрос, хотя изначально у участников рынка были определенные опасения. Чтобы поддержать производителей и дальше, был принят план закупок с июня текущего по май 2023 года. Планируется приобрести более 15 млн т удобрений, в том числе 7 млн т аммиачной селитры. Это примерно на 20% больше, чем за прошедший аналогичный период. А чтобы не было дефицита и цены на минудобрения оставались доступными, продлена практика квотирования экспорта.
Поэтому сейчас у нас есть определенная уверенность, что удобрения будут как к озимому севу, так и для весенних полевых работ следующего года. Это уже во многом определяет потенциал дальнейшего развития отрасли.
— Возникают ли у аграриев проблемы с обеспеченностью сельхозтехникой в связи с уходом с рынка ряда зарубежных производителей?
— С импортной сельхозтехникой и запчастями, действительно, сейчас не все просто. Пока сельхозпроизводители используют запасы на складах дилерских центров. Частично осуществляются поставки из дружественных стран. Однако в целом предложение у дилеров сильно ограничено, а сроки доставки увеличены и в ряде случаев достигают 150 дней.
В текущих условиях вместе с другими ведомствами работаем над оперативными и долгосрочными мерами, чтобы не снижать темпов обновления парка, которые в последние годы были очень хорошими. В частности, принято решение об обнулении таможенных пошлин на некоторую технику и комплектующие.
Также наращиваем поддержку по линии Росагролизинга. Увеличен до 2,5 млрд рублей лимит финансирования на предоставление займов дилерским центрам для закупки запасных частей и расходных материалов. С июня компания принимает заявки от дилеров, они уже поступили от Московской, Омской и Ростовской областей, Республики Башкортостан, Краснодарского края и других регионов.
— Готовы ли аграрии к осеннему севу? Какая обеспеченность семенами? В том числе интересует вопрос с семенами картофеля, поскольку многие производители жалуются на то, что в России возник недостаток картофеля фри.
— Сейчас регионы активно готовятся к осени, в том числе закупают семенной материал. Учитывая, что для озимого сева традиционно используются отечественные семена, тут проблем мы не видим.
Ежегодно для посадки картофеля используется более 720 тыс. т семян. При этом большая часть из них как отечественной, так и иностранной селекции размножается на территории России, и потребность в импорте не превышает 2,4%.
Отмечу, что для картофелеводов доступны все действующие меры господдержки. Это и субсидии, и возмещение части капзатрат на создание мощностей хранения и селекционно-семеноводческих центров, льготное кредитование и лизинг, поддержка производства семенного картофеля. Есть отдельная подпрограмма ФНТП, финансирование мелиоративных мероприятий. В общем, возможностей для развития более чем достаточно.
Кроме того, мы разработали отдельный федеральный проект, направленный на увеличение объемов производства картофеля и овощей. Там, в частности, предусмотрено субсидирование личных подсобных хозяйств на производство и реализацию картофеля и плодоовощной продукции. Это позволит остановить снижение производства в этом сегменте и вовлечь продукцию ЛПХ в товарооборот.
Рассчитываем, что благодаря реализации федпроекта размер посевной площади под товарным картофелем к 2025 году увеличится до порядка 300 тыс. га. Объем производства картофеля составит около 7,6 млн т, что на 15% выше показателя прошлого года.
— Обеспечены ли мы собственной селекцией? Насколько охотно российские предприятия сейчас приобретают отечественный посевной материал? Или будут искать обходные пути даже в условиях санкций?
— У нас достаточно своего конкурентоспособного генетического материала. К сожалению, более серьезный маркетинг и пакетные решения от зарубежных компаний в течение многих лет способствовали росту использования семян иностранной селекции. Мы понимаем эти слабые стороны и видим определенную дистанцию между тем, что предлагают многие отечественные селекционеры, и тем, что требует рынок.
Тем не менее хочу подчеркнуть, что за последние годы была проделана действительно огромная работа по развитию данного направления. Это и запуск ФНТП, и поддержка строительства селекционно-семеноводческих центров. Сейчас в ведение Минсельхоза передан целый ряд ведущих научно-исследовательских центров. Фактически министерство получило возможность координировать не только сферу производства продукции АПК, но и селекцию с первичным семеноводством. Это позволит приблизить научную работу к реальным потребностям бизнеса, быстрее создавать и выводить на рынок конкурентные сорта, гибриды и технологии и в конечном счете увеличить посевные площади под российской селекцией.