Зерновой фрахт: время нестабильности
Прошедший на отчетной неделе тендер GASC по закупке пшеницы создали неоднозначную ситуацию на товарно-сырьевом рынке как внутри РФ, так и в направлении экспорта. Всю неделю ставка фрахта за тонну пшеницы базис Ростов – Мармара торговалась между 25 и 29 долларов со стороны Фрахтователей и Судовладельцев соответственно.
В начале недели многие Трейдеры столкнулись с тем, что покупатели в Турции пытались демонстрировать снижение спроса на пшеницу, и снижали закупочные цены. Производители в свою очередь не видят оснований для снижения цен, особенно в центральных регионах. После проведения и публикации результатов тендера GASC, Турция все же более активно стала выступать в переговорах и вести закупки. Но далеко не все Трейдеры могут работать в условиях резкого колебания закупочных цен и ставок фрахта. Чтобы подтвердить желаемые Судовладельцами ставки, закупка товара должна была состояться еще на 43й-44й неделе: сейчас производители видят перспективу закупок больших объемов и не торопятся снижать цены.
Несмотря на то, что погодные условия дали временной запас Судовладельцам стоять на своих идеях, к концу недели на рынке появилось заметно больше открывающегося тоннажа.
В целом, Азовский регион остался на прежних позициях по ставкам, но снижение, пусть и временное, в краткосрочной перспективе выглядит неизбежным. От резкого падения рынок может спасти спрос на тоннаж под вывоз подсолнечника на спотовые даты. На 46-й неделе будет приниматься решение о мерах по ограничению вывоза семечки, главным инициатором которого является масложировой союз. Аргументом для принятия этих мер служит то, что производства на внутреннем рынке загружены лишь на 70% из-за недостатка сырья. В период до вступления решения в силу стоит ожидать заметный спрос на флот, поскольку импортеры стабильно демонстрируют повышенный интерес к закупкам сырья.
Уже несколько недель фрахтовый рынок южных регионов пребывает в очень нестабильном состоянии, что мешает участникам своевременно реагировать на изменения и планировать долгосрочную работу. Основным фактором является глобальный вопрос об ограничении экспорта и его концентрации в руках ключевых участников рынка. Поскольку динамика роста цен на внутреннем рынке и желание «придержать» до лучших цен идет вразрез с планами экспортеров, волатильность фрахта будет сохраняться как минимум до конца 2020.