Зерновой фрахт: неделя была богата на события
Отчетная неделя была так же богата на значимые события, как и предыдущая. На конец недели ставки Ростов – Мармара за тонну пшеницы торговались на уровне 25-26 долларов со стороны Фрахтователей, Судовладельцы же озвучивали 28-29 за тонну. Сильное падение Чикагской биржи подтолкнуло цены ФОБ в глубоководных портах региона к снижению, и объемы перевозок, как и ставки, растут. Слабый рубль по отношению к доллару также стимулирует отправителей к продажам. То, что из Украины уже вывезли значительную часть зерна, запланированного для продажи на экспорт, говорит о том, что импортеры будут ориентироваться на товар российского происхождения: в РФ объемы сбора зерновых составляют более 133-х миллионов тонн, несмотря на низкий урожай кукурузы и семечки. Ожидается, что рост ставок на Азове будет продолжаться до последних чисел ноября, пока русский флаг все еще будет занят на рейсах из речки.
С закрытием навигации текущий стабильный поток зерновых грузов по высоким ставкам, скорее всего, существенно ослабнет. Такой вывод можно сделать исходя из планов и настроений производителей. Регионы, которые более ориентированы на экспорт, территориально расположены ближе к портам. Те же, кто находятся в центральных и северных регионах, более серьезно рассматривают внутренний рынок как альтернативу. Текущая ситуация по ключевым моментам - ценой от экспортеров и логистической составляющей – не делает внешнеторговую сделку очень привлекательной и это не изменится до введения новых экспортных квот или значительного ослабления курса рубля.
Рынок обратных грузов в Азово-Черноморском регионе находится на подъеме. Несмотря на обилие зерновых ордеров по сравнительно высоким ставкам, Судовладельцы не теряют интереса к рейсам из Турции на Ростов или Азов. Поток таких грузов на РФ остается стабильным, в то время как динамика отправок на Украину за последний год заметно увеличилась. Возят партиями от 2-х до 10-ти тысяч тонн, и, в отличие от Азовского рынка, где разница в ставках между прямыми и обратными рейсами может быть двукратной, на Черном море такие рейсы котируются на одном уровне.
В целом рынок костеров в Черноморском регионе идет на подъем. На сегодняшний день Судовладельцы уже не вынуждены фиксовать любой груз по низким ставкам, чтобы избежать простоев флота. Для рейса из Херсона на Мармару уровень ставок составляет в среднем 19 долларов. Наиболее активными в регионе выглядят Турецкие отправители, а также грузопоток из Украины на западное Средиземноморье. Учитывая, что за обратный груз из Мармары на Одессу Фрахтователи готовы платить более 10-ти долларов и переходов в балласте можно избежать, можно с уверенностью сказать, что текущий уровень регионального фрахтового рынка находится на пиковых значениях за весь 2020 год.