"Зерновой фрахт: разные бассейны - разные векторы"
Фрахтовый рынок в Азовском регионе продолжает медленно идти вверх. В первую очередь, это связано с приближением новогодних праздников. Экспортеры стараются отправить как можно больше груза до Нового года, чтобы не заниматься рабочими вопросами во время праздничных дней. По сообщениям азовских Фрахтователей, таможенные пункты и порты в Азовском море не будут работать с 31 декабря по 2 января. Вместе с тем, учитывая опыт прошлых лет, до 8 января включительно новые контракты, как правило, не заключаются. За это время из-за низкого спроса на тоннаж, стоимость фрахта снижается, и к началу первой рабочей недели в новом году (8 января) возможно скопление большого количества тоннажа в Азовском бассейне.
Ожидания Фрахтователей, которые собирались работать из Темрюка с владельцами флота без ледового класса по низким ставкам, пока не оправдываются. Официально ледовых ограничений до сих пор не ввели, поэтому ставки из Темрюка стоят на месте. Дополнительные проблемы отправителям создают требования местных фитосанитарных служб к теплоходам. Многим теплоходам, подходящим под полную фумигацию в одних портах, отказывают в проведении дезинфекции в Темрюке. Этот фактор также влияет на то, что ставки в Темрюке не повышаются.
Из-за инцидента в Керченском проливе некоторые Судовладельцы, которые грузятся в украинских портах Азовского моря, теряют много времени на проход по акватории канала (около 5-7 дней) вследствие усиленных мер контроля на границе. В связи с этим, Судовладельцы настаивают на введении в условия договоров «Керченской» оговорки, согласно которой все время, потраченное на простое в проливе, должно считаться как сталийное. Несмотря на то, что многие Фрахтователи соглашаются на такую практику, желающих для рейсов из Мариуполя / Бердянска крайне мало.
После введения военного положения на Украине (48 неделя), некоторые крупные иностранные компании и банки, которые вкладывают деньги в агропромышленный сектор Украины, рассматривают временную приостановку финансирования в связи с чрезвычайной ситуацией в стране. Это может негативно сказаться на кредитных возможностях украинских аграриев и на спросе на украинское зерно в мире. На этом фоне российское зерно может выглядеть более привлекательным на мировом рынке. Если ситуация будет развиваться по наихудшему сценарию, то Россия может лишиться серьезного конкурента в сфере зернового экспорта.
На Каспии эксперты предсказывают серьезные изменения фрахтового рынка в ближайшее время. После уверенного роста в течение всего ноября ставки впервые на 49 недели отскочили. Так, фрахт на базисе Астрахань – Иран составляет USD 50 за тонну ячменя. Это объясняется большим числом тоннажа, находящемся сейчас в регионе, небольшим количество портов погрузки и скудной номенклатурой груза. Интенсивность отправок снижена, рынок замер.
Кроме того, Фрахтователи решили придержать отгрузки зерновых из Астрахани, будучи уверенными в том, что фрахтовый рынок вот-вот начнет стремительно снижаться. Ожидается, что к середине декабря фрахт на Каспии достигнет низких сороковых. Судовладельцы на фоне этих настроений, напротив, стараются заключить контракты сейчас на 2-3 месяца вперед по текущим ставкам.